Как учителю найти подход 
к каждому, чтобы дети 
учились лучше?

В современной системе образования использовать единственную методику обучения для всех без исключения детей, независимо от их способностей и особенностей, — непрофессионально и неправильно. К каждому ученику нужно по возможности найти свой подход, объяснить, зачем именно ему те или иные знания. Выстроить индивидуальную траекторию обучения с учетом возможностей и интересов ребенка.

При этом учителю предлагается самому придумать способ, как это сделать, на что порой не хватает ни сил, ни времени. Особенно если у учителя не один-два, а пять-шесть классов. Или использовать опыт коллег. Учитывая высокую загруженность, лучше всего, чтобы это была не просто теория, а проверенные методы, которые уже кто-то использовал на практике и все получилось.

За такими знаниями мы обратились к известному инноватору, эксперту лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, эксперту бесплатного курса «Создание в школе индивидуальной образовательной траектории ученика» Яндекс Учебника, тьютору Максиму Буланову.

3 факта, которые нужно узнать об ученике

Прежде чем создавать ИОТ, нужно понять, какой перед тобой человек. Для этого на каждого ученика можно завести отдельную табличку, куда записывать свои наблюдения.

1. Что ребенок уже знает и умеет?

В этом поможет тестирование. Если к вам приходит новый класс, это то, с чего обязательно стоит начать, дав работу на проверку навыков и знаний. И уже исходя из этого выстраивать дальше обучение. Кто-то освоил всю положенную программу. Кто-то знает даже больше и готов к олимпиадам и конкурсам. А у кого-то пробелы в базовых навыках, без которых изучение новых тем невозможно. Для каждого из них нужен свой подход, иначе одни безнадежно отстанут, а вторым скоро станет неинтересно и они тоже пустят все на самотек.

Если это начальная школа или некоторые из предметов средней, то следить за успеваемостью удобно из личного кабинета Яндекс Учебника, если вы выдаете домашние задания по нему. Он выстроен в соответствии с ФГОС и сам собирает для учителя всю статистику, кто из детей с какой попытки решил задачу, у кого возникли сложности, кто все сделал быстро и правильно и справился даже с задачами повышенной сложности. И выдает это в виде сводной таблички по классу или персонально по каждому ученику.

Сводная таблица по классу

Если вы не работаете с Яндекс Учебником, то можно составить таблицы в электронных документах от Гугл или на специальных листах и обновлять их каждую проверочную работу.

«В чем суть контроля? Учитель запланировал пять уроков и в конце — контрольную. Я их прошел, написал. И эта контрольная показывает: я научился или нет. Если да, то я могу двигаться к следующей теме. Если нет, то я должен доучиться или переучиться. И очень плохо, когда учителя следуют программе формально, без учета результатов контрольной, и возможности переучиться или доучиться у человека нет», — делится Максим Буланов.

Отличный вариант, когда после контрольной учитель анализирует, какие именно виды задач ученик не понял, и просто дает еще раз знания именно по ним.

Главное не допускать ситуации, когда исправление оценки и дополнительные занятия превращаются в наказание. Не стоит ругать ученика за то, что он чего-то не понял и поэтому плохо ответил. Это бывает с абсолютно каждым человеком. Лучше мягко его поддержать и дать дополнительные задания в виде помощи с учетом того, какой именно вид материала ученик лучше всего усваивает. Может, это будет видео или занимательные задачки. Или карточки с приключениями в онлайн-учебнике. Наша цель — чтобы ученик отработал тему и закрыл пробелы в знаниях. Мы ведь учимся ради знаний, а не ради оценок.

Как замотивировать дополнительно заниматься?

Если вы преподаете несколько предметов, можно использовать для закрепления сложной темы межпредметную связь. Это всегда работает гораздо лучше оторванных от всего знаний.

«Когда мы изучали по литературе «Алые паруса», параллельно как раз шли причастные обороты в русском языке. Я говорил детям: «Отлично, вот мы сейчас читаем эту главу, отметьте в ней все причастные обороты. Спасибо Александру Грину, что он их много использовал», — поделился своим опытом Максим Буланов.

Или если ребенок сам пишет рассказы или стихи и не стесняется ими делиться, то можно его попросить разобрать тему и выполнить задания по русскому языку на примере собственного текста. Это будет для него нагляднее и покажет, почему это ценное знание именно для него.

Например, один из учеников был отличником по физике и математике, но не понимал, зачем ему русский язык. Зато вел свой канал на YouTube, где выкладывал ролики про распаковку всяких коробочек с играми. Тогда учитель предложил ему помощь — научить писать живые и «цепляющие» сценарии для видео. Рассказал, какие методы помогают удержать внимание аудитории. Что такое стилистика текста. Что хорошие тексты помогут получить больше подписчиков. И ученик заинтересовался русским языком, потому что теперь понял, что этот предмет имеет прямое отношение к его жизни и успеху.

2. Учитывать жизненные реалии ученика

Например, если ребенок старший в семье и после школы его заставляют нянчиться с братьями или сестрами. Поэтому у него не хватает времени на домашние задания. Стоит поговорить с ним, может, ему нужно давать дополнительное время на их выполнение в школе. Оставляя после уроков, чтобы он имел возможность спокойно позаниматься в тишине.

Или если это семья мигрантов. Дети могут плохо понимать сложные темы из-за языкового барьера. Тогда стоит поискать для них специальные адаптированные для мигрантов учебники и посоветовать, где можно дополнительно позаниматься русским языком. Зарубежные исследования показывают, что слабое знание языка, на котором ведется преподавание, снижает качество усвоения материала минимум на 40%.

Если это ребенок с трудным поведением или СДВГ, то это тоже нужно учитывать. 

Эксперты хорошо разобрали эти нюансы на бесплатных курсах:

СДВГ у детей: рекомендации учителю: Как работать с гиперактивными и невнимательными детьми в школе

Работа с трудным поведением: принципы и инструменты 

Информация этих курсов будет доступна для вас в любое время.

3. Социальные потребности

Например, мы знаем, что кто-то из учеников хорош в командной работе, любит быть лидером в группе. А для кого-то даже работа в паре — как наказание. И мы должны учитывать это при проведении урока. Позволить детям каждый раз в начале выбирать, как они хотят работать. Часть, возможно, разобьется на группы. Еще часть несамостоятельна и попросит вас позаниматься с ними и объяснить. Кто-то решит поработать один. И все это — на одном и том же уроке. И это, на самом деле, нормально.

Как нормально и то, что в разные дни одни и те же ученики будут хотеть заниматься по-разному.

Главное — чтобы в классе была возможность организовать пространство сразу для трех этих видов работ.

Дети ценят, когда они могут управлять уроком и как-то влиять на процесс. Это обычно не снижает дисциплину, зато делает их более вовлеченными.

Подробнее о том, как это происходит, можно почитать в предыдущей статье

«ИОТ — увлекаем детей учебой через возможность выбора».

И вот собрав все эти данные про учеников, мы можем выстроить для каждого из них свою индивидуальную траекторию.

На самом деле это не так сложно. Главное — не бояться начать. Экспериментировать. Советоваться с самими детьми, что они хотят, а что нет, и прислушиваться к их мнению. И тогда все пойдет как по маслу. Особенно со временем, когда у вас появится свой опыт и наработки.

Подробнее о том, как это происходит, можно почитать в статье:  «ИОТ — увлекаем детей учебой через возможность выбора»
Fri Feb 09 2024 12:54:07 GMT+0300 (Moscow Standard Time)