Грамотная обратная связь — ключ к хорошим отношениям с учениками. Почему одни отзывы работают, а другие нет? Кандидат педагогических наук и преподаватель МГУ Алексей Коренев рассказал, как сделать обратную связь эффективной.
1. Определите критерии оценивания
Вы знаете, по каким критериям ставите оценку, но ученикам это не всегда понятно. Объясните ребятам, по каким параметрам будете оценивать их работу. Покажите пример правильно выполненной работы и пример ошибки. Обсудите с учениками, согласны ли они с такими критериями. Зная и понимая правила игры, ученики подойдут к выполнению задания более ответственно.
2. Делайте конструктивные замечания
Главное правило обратной связи — говорите про дальнейшие действия. Когда вам в следующий раз захочется отругать нерадивого ученика за очередную ошибку или плохое поведение, попробуйте вместо упрека описать конкретные шаги, которые помогут ему исправиться. Например, дайте ему дополнительное задание или попросите выполнить ответственное поручение.
3. Учитывайте личность ученика
Все дети в вашем классе разные: некоторых мотивирует критика, а кому-то нужна постоянная похвала. Ни в коем случае не сравнивайте учеников друг с другом. Лучше анализируйте прогресс каждого ребенка по сравнению с его предыдущими результатами.
4. Хвалите конкретику
Дети отлично чувствуют, когда учитель неискренен и хвалит их формально. Об этом говорят шаблонные фразы: «молодец», «умница», «хорошо». Недостаточно просто похвалить детей — ваши слова быстро потеряют значимость, и ученики перестанут им доверять. Дайте конкретные комментарии: «твое решение самое нестандартное», «ты успел больше всех», «ты не допустил ни одной ошибки в тексте».
5. Соблюдайте баланс
Грамотная обратная связь должна отвечать на три вопроса: что ученик сделал правильно? где ученик ошибся? что нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эффективно ответить на эти вопросы поможет следующий принцип: сначала похвалите ученика, потом укажите на его ошибки, а затем посоветуйте конкретные действия, которые ему стоит предпринять, чтобы ошибка больше не повторялась.
6. Выстраивайте диалог с учениками
Обратная связь — это не только ваш отзыв об ученике, но и возможность услышать мнение ребенка. Обсуждайте с учащимися ваши комментарии, задавайте вопросы. Мотивируйте их смело высказывать свое мнение, соглашаться или не соглашаться и приводить аргументы. Вы лучше поймете, что они думают и чувствуют. Только так вы сможете улучшить свои методы преподавания, а ученики добьются результатов.