Как заинтересовать подростков математикой? 4 совета для учителей средней школы

§ Можно ли избавить учеников от страха перед царицей наук?

Как заинтересовать подростков математикой? 4 совета для учителей средней школы

Статьи

Многие думают, что понимать математику – это талант. Что для этого нужно родиться с определенным складом ума. В идеале современное и прогрессивное школьное образование должно доносить до людей простую истину: математика – для всех. Эта наука отчетливее других связана с реальной жизнью, где люди путешествуют, покупая билеты, преодолевая расстояния и соблюдая норму веса багажа, берут кредиты и ипотеки, инвестируют, наблюдают за статистикой, ведут бизнес, программируют. 

Рассказываем, как сделать так, чтобы увлечь ребят математикой в средней школе, даже если в начальной школе отношения с предметом не сложились. Четыре прикладных совета учителям математики средней школы.

1. Математика = реальность

Показывать связь изучаемых тем математики и реальной жизни – банальный совет, которым лучше пользоваться при любом удобном случае. Тем более, что математическая грамотность (или умение пользоваться математикой в жизни) – один из критериев, которые будет проверять международное исследование PISA в 2021 году. 

При рассказе о пропорциях можно вспомнить рецепты блюд: например, в каком соотношении разводят сухое молоко с водой? В изучении геометрической прогрессии поможет сложение рулона туалетной бумаги, раскатанного по школьному коридору. При знакомстве с отрицательными числами важно вспомнить, где они применяются: отрицательным может быть баланс телефона, температура на улице и даже острота зрения. В процентах лучше разбираться вместе с калькулятором доходности вкладов на любом из банковских сайтов.

Обычно учитель в своей методической копилке имеет ряд таких практических примеров использования математики в жизни. Чтобы пробудить интерес к математике, важно следить за новыми тенденциями и не отставать от реальности. Чтобы регулярно обновлять свои примеры, имеет смысл делиться идеями с коллегами на методических объединениях в школе или на различных профессиональных форумах, а лучше привлекать к этому своих учеников.

2. Домашние задания из взрослой жизни

Цель уроков математики – не решить как можно большее количество заданий из учебника. Важнее сформировать жизненный опыт, который поможет будущему взрослому не растеряться, когда придется оплачивать электричество или рассчитывать стоимость доставки мебели на второй этаж загородного дома. Иными словами, применять математику в жизни. 

Поэтому в качестве домашнего задания можно предложить ребенку, например, найти дома счетчик электроэнергии. Какой он: двухтарифный или трехтарифный? Ученик может снять показания, записать их, узнать стоимость киловатт-часа, рассчитать, сколько нужно заплатить, попробовать передать показания. 

Еще один позитивный эффект таких заданий: дети, выполняя их, чувствуют себя взрослыми и ответственными. Вспомните: кто в детстве не торопился вырасти? Самостоятельность в подростковом возрасте – особый вид удовольствия, которое, к тому же, поднимает уровень интереса к математике. 

Другие интересные жизненные задачи по математике: спросить, как развести 70% уксусную эссенцию так, чтобы получился 9% раствор или попросить ребят представить, что они улетают в другой город и распределить между багажным отделением и ручной кладью чемодан, сумку с ноутбуком, коробку и фикус, ознакомившись с правилами авиакомпании.

3. Фокусы + шифры

Для того, чтобы помочь детям полюбить математику, важно использовать игровые методы, какого возраста бы ни были дети. Например, можно показать ребятам математический фокус. А потом вместе разобраться, магия это или математика, и как именно он работает. 

Чтобы вызвать интерес к математике, можно устроить «шпионский» урок: придумать с классом шифр на основе математических вычислений и обмениваться сообщениями. Можно поделиться шифром с коллегами или оставить ребятам тайное послание в чате в WhatsApp.

4. Цифры * «цифру»

Нынешнее поколение обожает гаджеты. Поэтому практические любое задание, которое нужно выполнить онлайн, априори интереснее того, которое нужно записать в тетради. Да и информация с экрана современными детьми воспринимается лучше. 

Поэтому одна из рекомендаций – обратиться к онлайн-ресурсам: например, Яндекс.Учебнику. В этом году в нем появились задания по математике для учеников 5-6 классов и по алгебре для ребят из 7 класса. Все они соответствуют ФГОС и подходят практически под любой УМК. Задачи по математике и алгебре разного уровня сложности, от базового до олимпиадного, составлены экспертами-методистами, а ответов на них в ГДЗ по математике не найти. Часто они посвящены самым актуальным явлениям современности: дронам, экзоскелетам, популярным персонажам. Это развивает интерес к математике. Задания бесплатны для родителей, учеников и учителей. Часть заданий разработана с упором на функциональную грамотность: это значит, что за цифрами и формулами стоит жизненная ситуация, которая «улавливается» ребенком. Есть много заданий на определения числовых характеристик данных и представления этих данных в виде графиков, таблиц, диаграмм.  Навыки работы с разными видами информации проверяются в ВПР и международном исследовании PISA, которое предстоит пройти российским школьникам в 2021 году. 

В Яндекс.Учебнике педагоги получают автоматическую проверку заданий и полную аналитику действий учеников внутри сервиса, школьники – мгновенную обратную связь по выполненным заданиям, попытки и подсказки от системы.

alt

Итак, человек, понимающий и любящий математику, умеет формулировать задачу на математическом языке, решать ее, интерпретировать полученные результаты так, чтобы не получилось «полтора землекопа», как в мультике «В стране невыученных уроков».  Но чтобы привить эти способности, недостаточно обычных школьных задач по математике, ведь они позволяют ученику понять лишь определенную математическую модель и способы решения проблемы в ее контексте. Но в жизни нет моделей: есть только ситуации, в которых можно различить математическое содержание, «продираясь» через избыточную информацию. Поэтому важно научить школьника комплексной работе с ситуацией. 

Чтобы достичь максимального результата, важно учить математической грамотности всех детей — а, значит, делать это непосредственно на уроках, а не на внеурочных занятиях. При этом лучше всего не уходить от программного содержания, а использовать его потенциал: например, «достраивать» задачи, придавая им реальный (и более интересный для учеников) контекст. Куда движется автомобиль, зачем, с какой скоростью он мог бы двигаться по автомагистрали М-4? Однако прикладной математикой тоже не стоит ограничиваться, ведь «чистая» математика формирует абстрактное мышление и дают возможность реагировать на интеллектуальные вызовы.   

Больше по теме