Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Статьи

Поступление в университет на прикладную информатику рассматривают 36% юношей и только 10% девушек. Хотя родители уверены, что у девочек и мальчиков одинаковые возможности, гендерное разделение по кружкам начинается уже в начальной школе, показал опрос Яндекс Учебника. 

По данным исследований, в начальной школе дети примерно одинаково интересуются всеми предметами, но в средних классах ситуация резко меняется — в отличие от девочек, мальчики становятся более успешны в математике и информатике. Яндекс Учебник провел онлайн-опрос 3000 родителей, чтобы выяснить, как их образовательные стратегии влияют на выбор детей.

Участники опроса рассказали, на какие дополнительные занятия пойдут дети в новом учебном году и в какие вузы планируют поступать. Абсолютное большинство родителей согласны с тем, что мальчики и девочки имеют равные возможности и детей нужно отправлять только в те кружки, которые интересны им самим.

Между тем уже в начальной школе родители выбирают разные стратегии для своих детей. Мальчиков чаще отдают на спортивные секции (55% против 33%), робототехнику (16% против 6%), шахматы (14% против 6%) и программирование (9% против 5%), а девочек — на танцы (33% против 6%), рисование (30% против 10%) и в театральные студии (8% против 5%). Очень востребованным для всех остается английский: родители с одинаковым энтузиазмом записывают на языковые курсы как мальчиков (33%), так и девочек (34%). 

alt

Индивидуальные особенности сильнее определяют успешность ребенка в будущем, чем пол, — объясняет нейропсихолог, специалист по сопровождению обучения в Яндекс Учебнике Ксения Вотякова. — Могут сработать гендерные стереотипы и убеждения, которые взрослые “накладывают” на ребенка. Поэтому, например, девочек чаще записывают в кружок по танцам, а мальчиков — в секцию робототехники. Но это скорее ожидания взрослых, чем действительная разница в способностях и потенциале. Важно помнить, что отсутствие достижений может быть связано не только с тем, что ребенку не интересна конкретная область. Могут не сложиться отношения с тренером или одноклассниками, ребенок может быть перегружен и еще десяток причин. Задача родителей — так организовать образовательную среду, чтобы ребенок мог попробовать себя в максимально разнообразных кружках, секциях, обучающих программах».

В средней школе гендерный дисбаланс сохраняется. На спортивные секции ходят 50% мальчиков и только 23% девочек, а кружки по программированию интересуют 18% мальчиков и лишь 5% девочек. 

alt

В старших классах мальчики и девочки примерно одинаково занимаются русским языком (21% и 20% соответственно), но ярко выражен дисбаланс в математике (мальчики — 48%, девочки — 37%), физике (мальчики — 18%, девочки — 10%) и программировании (мальчики — 15%, девочки — 7%). При этом девочки в старшей школе чаще ходят на занятия по химии (12% против 8%) и биологии (12% против 6%).

alt

Гендерные стереотипы влияют и на выбор карьеры. По данным аналитического центра НАФИ, родители готовы рекомендовать сыновьям карьеру в IT в три раза чаще, чем дочерям. В результате девушки-подростки в два раза реже говорят, что хотели бы связать свою жизнь с технологиями (7% против 14%). Опрос Яндекс Учебника подтверждает эти наблюдения. Поступление в университет на прикладную информатику рассматривают 36% юношей и только 10% девушек. На другие технические факультеты планируют поступать 9% юношей и 4% девушек. С гуманитарными специальностями ситуация обратная — их выбирают 47% девочек и 14% мальчиков. В медицинские и естественно-научные вузы планируют поступать 20% девочек и 17% мальчиков. При этом одинаково популярны среди абитуриентов обоих полов экономические (12% юношей, 10% девушек) и юридические (13% юношей, 9% девушек) факультеты. 

alt

«Все понимают важность высшего образования для девочек, но существуют предрассудки, основанные на предположении, что девочкам нравится, — объясняет декан факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Вероника Костенко. — Танцы и рисование могут нравиться не из-за генетической предрасположенности, это просто социальный конструкт — с детства девочек поощряют за определенные виды деятельности. Общество не может резко отказаться от всех существующих гендерных стереотипов. Хотя некоторые родители девочек следят за трендами и учат их робототехнике и программированию».

В ситуации, когда дети учатся в условиях без четко обозначенных гендерных ролей, интерес к различным предметам и успехи в них становятся более сбалансированными. Опыт Яндекс Учебника показывает, что девочки и мальчики одинаково хорошо проявляют себя во всех предметах — нужно только создать комфортную среду для развития каждого ребенка. Среди решений Яндекс Учебника, которые помогают сгладить гендерный дисбаланс — репрезентативные герои и нейтральная лексика в заданиях. Кроме того, курсы Учебника показывают, что успех в IT не связан с полом.

«Мы хотим, чтобы дети понимали, что им доступны разные профессии, независимо от их гендера, — объясняет руководитель образовательной онлайн-платформы Яндекс Учебник Александр Москвичев. — Во вселенной Учебника есть персонажи, с которыми может себя ассоциировать каждый ученик. У нас почти всегда в сюжете мальчик и девочка действуют вместе — наравне участвуют в изобретении, открытии, исследовании и наблюдении. Кроме того, мы избегаем окончаний в мужском роде и используем нейтральные глаголы в настоящем времени: «Теперь ты умеешь...», «Теперь ты знаешь…» и так далее».

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?

Статьи

Как раз и навсегда навести порядок в рабочих задачах с помощью матрицы Эйзенхауэра?

[ПОДАРОК: матрица Эйзенхауэра для распечатывания]