20 февраля в рамках интенсива «Я Учитель» прошел круглый стол «Компетенции современного учителя». В обсуждении участвовали чиновники, эксперты в области образования и команда сервиса Яндекс.Учебник. Один из вопросов, на который постарались ответить эксперты, — как именно учителям развивать актуальные навыки в рамках современной образовательной системы.
Две основные проблемы в образовании педагогов ― недостаточная подготовка методистов, которые могли бы их обучать, и отсутствие профессиональной поддержки учителя после обучения. Эти проблемы предстоит решать в долгосрочной перспективе. Но что делать учителям прямо сейчас, как развивать актуальные навыки?
Один из подходов к решению проблемы ― выяснить, каких именно навыков и умений не хватает учителям и строить индивидуальные траектории развития. Об этом рассказала Марина Шалашова, директор института непрерывного образования МГПУ: «Мы разработали диагностику профессиональных дефицитов, которую можно пройти перед прохождением программ повышения квалификации. Цель такой диагностики ― запустить профессиональную рефлексию. Учитель не всегда задумывается, почему он поступает именно так в конкретной ситуации, а мы призываем это проанализировать».
При этом хорошей мотивацией для развития ― в том числе мягких навыков ― могут стать горизонтальное сотрудничество и оценка квалификации педагогов. Анна Хамардюк, директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования, заметила, что оценка квалификации должна осуществляться не внутри системы, а извне, и при этом быть добровольной. Такая оценка будет справедливой, станет инструментом поддержки для педагога ― вместо того, чтобы быть инструментом контроля и надзора.
Ирина Савицкая, эксперт Яндекс.Учебника, подробнее рассказала о возможностях Яндекса в решении профессиональных трудностей современного учителя: «Во всех наших образовательных проектах во главу угла мы ставим учителя, как центральную фигуру процесса обучения. Сложно изменить и сценарий работы учителя ― поэтому мы предлагаем лишь вспомогательный инструмент, программу повышения квалификации ― интенсив “Я Учитель”. В основе интенсива ― мягкая диагностика, по результатам которой мы предложим рекомендации по дальнейшему развитию необходимых компетенций. Именно такие программы могут стать переходной ступенью, запускающей профессиональную рефлексию».