Более 90% учителей сталкивались с трудным поведением учеников в своей практике. Трудности в поведении и обучении детей усложняют, а иногда и полностью блокируют образовательный процесс. Чтобы помочь учителям справляться с проблемным поведением учеников, Яндекс.Учебник и благотворительный фонд «Шалаш» провели круглый стол «Взаимодействие с трудными детьми в классе». Директор фонда и нейропсихолог Яндекс.Учебника дали рекомендации педагогам, а практикующие учителя рассказали о своем опыте. Публикуем подробный конспект мероприятия.
Лилия Брайнис, педагог и директор благотворительного фонда «Шалаш»
Трудное поведение
Трудное поведение – поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, поэтому причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых, других живых существ.
«Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ребёнку помочь и его поддержать, научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно», – отмечает Лилия.
Агрессивное поведение может быть по разным причинам: тревога, стресс, неумение выразить свои чувства иначе, социальные причины. Ребёнок ведет себя агрессивно не назло, не для удовольствия, а потому что не знает, как сделать иначе. В целом злость – это нормально чувство, но нужно научить ребёнка выражать её по-другому. В случае конфликта сначала нужно остановить ребёнка, а потом давать способы справляться с агрессией.
Рекомендации по последовательности действий случае возникновения конфликта от специалистов фонда «Шалаш»:
— Физически или словесно остановите ребёнка, который проявляет агрессию.
— Поддержите жертву, скажите, что понимаете, что ему или ей было больно, страшно и неприятно, даже если это происходит на уроке. Это создает ощущение безопасности.
— Разберитесь в причинах, когда все участники успокоятся. Не заставлять детей сразу перед друг другом извиняться, нужно выслушать обоих: у каждого своя правда, и надо дать высказаться. Благодаря такому выяснению дети поймут, что привело их к этой ситуации.
— Помогите детям прийти в себя во время сильных переживаний, предложите попить воды, подышать, что-то сильно сжать.
— Дайте возможность отдохнуть и вернуться к занятиям тогда, когда агрессор и жертва отдохнут. Они научатся понимать, что с ними происходит на уровне чувств, будет формироваться эмоциональный интеллект.
— После урока в личном разговоре предложите агрессору другие, никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать, сказать словами.
— Отмечайте прогресс ребёнка в освоении этих способов в течение недели (месяца, четверти).
— Дети-агрессоры – дети с низкой самооценкой, они мотивированы на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Характеризуйте действия ребёнка, ему важно слышать и понимать, что у него что-то получается.
Травля
Травля – систематическое целенаправленное агрессивное поведение индивида или группы при условии неравенства участников по силе, власти и статусу. Носит осознанный характер.
Что нужно понимать и делать в случае травли:
— Травля не пройдет сама собой. Учителю нужно вмешаться. От травли будут страдать и другие дети, свидетели.
— Признайте проблему травли и возьмите ответственность за её решение.
— Назовите явление группе. То, что происходит – травля и насилие. Не игры и не шутки. Это проблема не двух человек, а группы.
— Дайте однозначную оценку происходящему. Скажите, что травля – это плохо.
— При обсуждении не переходите на критику конкретных участников и их личных особенностей.
— Удерживайте фокус на том, что травля – общая проблема и её решение важно для всех, в том числе для вас и для родителей.
— Сформулируйте правила группы: как можно и как нельзя общаться друг с другом. Нет задачи, чтобы дети стали лучшими друзьями, но они должны уметь находиться рядом друг с другом.
— Следуйте правилам, постоянно возвращайтесь с группой к ним, вспоминайте, следите за соблюдением. Дети следуют за поведением взрослого.
— Будьте готовы к продолжительной работе, ситуация травли может прекратиться не сразу.
— Отслеживайте позитивные изменения и называйте их детям. Позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное.
Каждый ребёнок хочет быть хорошим. Проблема, когда ребёнок себя так ведет, в том, что ребёнок не умеёт вести себя по-другому. У учителей есть возможность научить его.
Ксения Вотякова, нейропсихолог Яндекс.Учебника
Трудности обучения: СДВГ, дислексия, неуспеваемость
«Из названия, казалось бы, совершенно очевидно, что трудности обучения скорее всего испытывают дети, у которых плохие оценки. Но я бы посмотрела на это более широко, потому что иногда бывает так, что обучение для ребёнка является настолько дезадаптивной практикой, что он находится в функциональном, физиологическом, психическом напряжении. Это может выражаться не только в том, что у него плохие оценки, а в том, что он, например, очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть. Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении», — говорит Ксения.
Варианты трудностей обучения в начальной школе:
— Нарушение внимания, способности к саморегуляции.
— Нарушения чтения. Дислексия, дисграфия.
— Плохая успеваемость. «Троечник с задней парты».
Алгоритм работы:
— Перестать обвинять ребёнка, критиковать его. Каждый ребёнок хочет быть хорошим, но он не может просто взять и измениться.
— Разобраться, что именно не так. Какие причины трудности обучения. Это могут быть несформированность психических функций, нарушение чтения, внимания, демотивация.
— Применять методики и тактики, которые следуют из причин. Экспериментировать и подбирать их иногда методом проб и ошибок.
Дислексия и дисграфия
Согласно данным разных исследований, нарушения чтения встречаются у 5-20% детей школьного возраста, в среднем – у 10-15%. Причины трудностей обучения в начальной школе часто связаны с нарушениями в работе мозга. Для определения причин нужна помощь специалиста.
Дислексия – способность овладеть навыками чтения лишь отчасти, но общая способность к обучению сохраняется. Дисграфия – частично нарушен процесс письма, встречаются стойкие повторяющиеся ошибки. Не всегда дислексия и дисграфия идут вместе, но во многих случаях сопутствуют друг другу.
«Мы можем заметить, что у ребёнка дислексия, уже во втором полугодии первого класса по окончанию букварного периода. Ребёнок читает медленно, допускает большое количество ошибок при чтении, читает по буквам, у него наблюдается зеркальное написание букв или зеркальное произнесение слогов. Он не переходит к чтению целыми словами и целыми группами слов, есть нарушения смысловой стороны речи. Потому что, если я читаю медленно, мне это тяжело, это отъедает очень большой ресурс, я не всегда до конца могу понять смысл. Мы можем зафиксировать это двумя способами – снижение скорости чтения и то, что ребёнок неправильно отвечает на вопросы по тексту или вообще не отвечает», – говорит Ксения.
Как вести себя учителю, если в классе ученик с нарушениями чтения и письма:
— Признать наличие и перестать обвинять.
— Искать специалиста по преодолению дислексии, дисграфии.
— Понять с помощью специалиста и общения с родителями первичный дефект: регуляторный, фонетико-фонематический, оптический, семантический.
— Адекватные требования, изменение формы подачи материала.
Как учителю выстраивать обучение:
— Давать короткие и интересные тексты. Крупный рубленый шрифт, функциональные иллюстрации. Давать больше читать не надо, это не поможет.
— Аудиокниги, качественный видеоконтент. Нельзя убирать чтение совсем, но что можно компенсировать аудио или видеоформатом, надо компенсировать.
— Развитие технической стороны чтения.
— Развитие словаря, работа со значением слов.
— Работа со смыслом на уровне предложений.
— Развитие устной связной речи. Связный рассказ вытягивает письменную речь за собой.
Слабость регуляторных функций
— Колебания внимания, повышенная двигательная активность, импульсивность.
— Легко устает или перевозбуждается на фоне усталости.
— Сталкивается со сложностями в отношениях со сверстниками (не всегда адекватно воспринимает ситуацию, часто конфликтует).
Как выстраивать стратегию работы с такими детьми:
— Привлекать внимание в начале работы. Убирать все лишнее с парты.
— Дозированная нагрузка и частые перерывы. Давать больше заданий нельзя.
— Учитывать период врабатываемости и период истощения. ребёнок долго разгоняется и быстро истощается – сложные задания в середине.
— Развернутая обратная связь.
— Установить понятные правила, которые соблюдаются. Обозначать цели, в конце задания попросить оценить свою работу.
— Разбивать задание на части и повторить несколько раз. Можно проговаривать вслух свои действия, это становится внешней опорой.
— Рисовать схемы и план действий. Чек-листы, списки дел.
Неуспешность детей
1. Относительная несформированность высших психических функций (ВПФ): внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений, мышление.
Что делать:
— Пытаться разобраться в причинах.
— Дать возможность работать на своем уровне.
2. Медлительность.
Что делать:
— не торопить, дать возможность работать в своем темпе.
3. Отсутствие внутренней мотивации и заинтересованности учёбой у детей с трудностями.
Что делать:
— Создавать ситуацию успеха, формировать ощущение компетентности. Давать задания адекватного уровня сложности, адекватные по объёму
— Дать возможность самостоятельно ставить учебные цели, насколько это возможно, выбирать способы их достижения
— Создавать в рамках учебных ситуаций групповую работу, в которой дети смогут, сотрудничая друг с другом, добиться общего результата.
Элина Ликарь, учитель географии и английского языка, куратор в программе «Учитель для России»
Проблема:
— Малокомплектная школа
— Неуспешность детей, отсутствие базовых знаний, сложный социальный контекст
— Ученики не отвечают на вопросы, отказываются выполнять простые задания
«Я работала учителем географии и английского языка в маленьком поселке в малокомплектной школе. У меня были свои представления о том, чему я хочу научить детей. Мне хотелось дать им ощущение, что у них гораздо больше возможностей, чем они думают. И если они хотят поступить в МГУ, они могут это сделать», – рассказывает Элина.
Но в начале работы педагога в школе старшие классы наотрез отказывались взаимодействовать и идти на контакт. Они не отвечали на простые вопросы, сдавали пустые листки на проверочных работах.
«Так мы провели недели две-три, и у меня начал складываться пазл, что происходит, и я осознала, что они на самом деле не могут ответить ни на один из моих вопросов просто потому, что не знают на них ответов… Я поняла, как мои уроки выглядели для них. Я была еще одним человеком, который задавал им неудобные вопросы. Вызывала ощущение полного бессилия и стыда. Начала еще больше страдать дисциплина. Я поняла, что с этим нужно что-то делать», – говорит педагог.
Решение:
— Определение уровня и полное его принятие.
— Каждый урок – посильное задание.
— «Прозрачный» план обучения.
«Я хотела дать детям ощущение, что, когда они приходят ко мне в класс, они в рабочем процессе, занимаются чем-то. Я поняла, что могу дать это ощущение через простые задания. Они делают что-то простое, справляются с этим, и это их ситуация успеха. Это сработало по щелчку пальца», – отмечает Элина.
Ученикам оказался приятен опыт собственной успешности. Педагог приняла тот факт, что они не знают практически ничего, и стала хвалить их за маленькие шажки, которые они делали вместе с ней. Вместе с учениками учитель сформировала план работы в виде красивой таблицы, и дети знали, что будут проходить почти на каждом уроке. Когда материал был изучен, они ставили плюсы напротив него в таблице. Такое заполнение таблицы создавало ощущение прогресса.
«Таблица с прозрачным планом стала важной опорой для них. Я поняла это уже потом, когда заканчивала работу в этом месте и собирала обратную связь. Поняла, что даже в подготовке к экзаменам они смогли опираться на опыт доведения дел до конца на уроках, на системность, на тот опыт, который мы приобрели вместе на уроках», – отметила педагог.
Результат:
— Контакт с учениками.
— Ученики вовлеклись в процесс и стали достигать результатов.
— Опыт успешности стал для кого-то опорой в самостоятельной подготовке к экзамену.
Елена Тимохина, учитель математики и информатики, завуч школы №97, Железногорск
«Обратите на меня внимание». Кейс агрессивного поведения ребёнка в школе
Проблема:
Педагог столкнулась с агрессивным поведением ученика, который разными способами пытался привлечь к себе внимание. Ученик знал, на каких уроках в случае опоздания его будут ругать, и опаздывал специально. Его отношения с одноклассниками складываются трудно. На переменах он злобно шутил, агрессивно реагировал на слова и взгляды других детей. Вступал в драки и был в центре любого конфликта.
«На уроках ученик привлекал внимание, отвлекаясь и отвлекая всех вокруг, он мог повернуться к соседу, что-то у него забрать, стучать ногой во впереди стоящий стул. Мне приходилось отвлекаться от урока и делать ему замечание. На это следовало раздражение», – рассказала Елена.
В ответ на такое поведение педагог предложила ученику остаться после уроков, но он убежал из класса.
Решение ситуации:
«Выходить на разговор с этим учеником, конечно, было нужно. Я в какой-то момент попросила остаться помочь мне. В этот момент была нужна его помощь. На удивление ученик остался, и получилось с ним поговорить и договориться на конструктивное взаимодействие. Договорились, что он сядет на первую парту передо мной, и если он будет понимать, что не справляется с отрицательными эмоциями, или я увижу в его поведении что-то не то, ему можно будет выйти за пределы класса, успокоиться и вернуться в класс», – говорит Елена.
Как действовать в ситуациях агрессии со стороны ученика:
— Спокойно относиться к такому поведению.
— Развивать у ученика позитивную самооценку через привлечение к дополнительной деятельности.
— Выбрать место в классе, где ученик будет меньше отвлекаться.
— Выяснить ситуацию взаимоотношений в семье. В семье могут быть агрессивные взаимоотношения. В такой ситуации семья – не помощник.
— Наладить доверительный контакт с ребёнком для проведения бесед наедине.
— Поощрять даже минимальные позитивные изменения. В конце уроков педагоги дают обратную связь детям по успеваемости и эмоциональной атмосфере урока. В рамках обратной связи можно хвалить детей даже за незначительные успехи.
— Диагностирование ребёнка специалистом-психологом.
Результат:
Ученику частично удалось справляться с отрицательными эмоциями на уроках, принимать правила поведения в школе, но при встрече с новыми людьми и обстоятельствами проявления деструктивного поведения повторяются.
«Наступает новый день, и мы опять разбираем конфликты деструктивного поведения моего ученика, которое противоречит нормам», – отмечает педагог.
Альбина Аюбова, учитель начальных классов онлайн-школы «Дом знаний» в городе Махачкала, заведующая Кафедрой начального образования
Кейс неконтактного ребёнка «Заговори, чтобы я увидел тебя!»
Проблема:
— неконтактность со взрослыми;
— низкая коммуникабельность в отношениях со сверстниками;
— ярко выраженная избирательность в общении;
— одиночество, отвлечение от учебного процесса (рисунки в тетрадях).
На одном из уроков Альбины ребёнок собрал вещи и ушёл из класса со словами «Я ухожу. Не хочу быть предметом интерьера». При этом ученик выполнял все задания, и у него не было проблем с учёбой. Учитель стала думать, почему так произошло, вспомнила, что у этого ученика избирательные контакты с окружающими людьми. Он любит рисовать и увлекается динозаврами, и эти занятия он предпочитает общению со сверстниками, или выбирает для общения детей со сходными интересами.
Решение:
— общение с родителями, психологами и методистами;
— изучение и применение ТРИЗ-технологии и интерактивных методов обучения;
— использование ассоциативных методик и игр;
— рисование – средство обучение (учебные комиксы).
Учитель решила обратиться к родителям ученика. Мама ребёнка оказалась практикующим психологом. Вместе они провели диагностические исследования индивидуальных особенностей детей в классе, особенное внимание уделялось выявлению творческих и нестандартно мыслящих детей. Те дети, с которыми было трудно работать в начале, стали активны, открылись к взаимодействию со взрослыми.
Кроме этого, педагог обратилась к специалистам Дагестанского института развития образования. Она поняла, что нужны технологии, которые помогут раскрыть ребёнка и вовлечь его в процесс, и выбрала теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ-технологии) и интерактивные методы обучения.
Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер – советский учёный, изобретатель, писатель-фантаст и преподаватель. Технология применяется во всех развитых странах, она направлена на поиск идей для развития творческого нетривиального мышления. Особенность интерактивных методов обучения в том, что ученики все вместе с учителем работают над задачами.
ТРИЗ-технологии:
— метод мозгового штурма;
— типовое фантазирование;
— метод фокальных объектов;
— установление ассоциативных связей с различными случайными объектами.
Интерактивные методы обучения:
— мозговой штурм;
— мини-лекция;
— контрольный лист или тест;
— ролевая игра;
— дискуссия;
— интервью;
— инсценировка.
В педагогике ТРИЗ-технологии одним из этапов является решение сказочных задач, развитие воображения, речи, фантазии, поэтому педагог стала использовать на уроках игры Dixit и Droodle.
«Мой ребёнок, который не вступал в контакт со взрослыми и очень долго входит в общение со сверстниками, в этих играх стал раскрываться», – отметила Альбина.
Результат:
— интерес ребёнка к учебному процессу;
— вовлечение в совместную деятельность;
— активность ученика в школе;
— выступление в полном взаимодействии с залом на конференциях.
Во время круглого стола «Взаимодействие с трудными детьми в классе» в чаты платформ, где шла трансляция, и в WhatsApp Яндекс.Учебника приходили вопросы. На них ответили спикеры: Ксения Вотякова, нейропсихолог в Яндекс.Учебнике, и Лилия Брайнис, педагог и директор благотворительного фонда «Шалаш».
Напомним, что для того, чтобы дать учителям ключ к взаимодействию с самыми разными детьми, «Я Учитель» совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Присоединиться к курсу и получить удостоверение о повышении квалификации можно здесь.