Как поддерживать учебную мотивацию школьников во время дистанта? Рассказывает нейропсихолог

Почему важно различать внутреннюю и внешнюю мотивацию и как поддерживать и ту, и другую?

Как поддерживать учебную мотивацию школьников во время дистанта? Рассказывает нейропсихолог

Статьи

Для многих детей учиться дистанционно – сложно. Из чего складывается мотивация деятельности ребёнка в повседневной жизни и в ситуации дистанта? Как учитель может помочь и поддержать интерес к учёбе в онлайн-формате? Разобраться в этом непростом вопросе нам помогла нейропсихолог и специалист по психологическому сопровождению обучения Яндекс.Учебника Ксения Вотякова.

alt

Учебная мотивация школьников бывает разная 

Для того чтобы сохранить желание учиться у ребёнка и подпитать его интерес к учёбе, важно знать, что мотивация бывает разная. Внутренняя учебная мотивация появляется, когда человек что-то делает просто потому, что эта деятельность доставляет ему удовольствие. Внешняя мотивация связана с влиянием каких-либо факторов. Например, надо учиться, чтобы получить поощрение от родителей за хорошие оценки или, наоборот, избежать наказания и критики, стать популярным в классе, поступить в привилегированную школу. 

Мотивировать с помощью внешних поощрений или наказаний гораздо проще, но стратегически менее выгодно. Если учебное поведение ученика регулирует в основном внешняя учебная мотивация, школьник может стать более тревожным. В некоторых случаях ребёнок начинает отрицать значимость учебных достижений, обвинять себя, ругать других – в неудаче оказываются виноваты учитель или тест. Однако внешняя мотивация все равно важна – человек должен уметь заставить себя заниматься неинтересными делами, желание учиться у ребёнка не может быть константой.

Внутренняя учебная мотивация школьника приводит к развитию личности ребёнка, эффективности и устойчивости деятельности. В её основе – стремление самостоятельно ставить цели и контролировать свои действия, желание быть компетентным в какой-либо области, чувствовать собственную успешность. Важна и поддержка учителя. На внутреннюю мотивацию отрицательно влияют такие внешние факторы, как контролирующий стиль обучения, соревновательная ситуация, навязанные цели и сроки окончания работы, критикующая обратная связь или полное её отсутствие.

Вознаграждение также уменьшает внутреннюю учебную мотивацию – если начинают «платить» за то, что и так увлекает, интерес к учёбе угасает, выраженное желание учиться у ребёнка пропадает.  

Чем отличается мотивация деятельности ребёнка в обычном режиме и на дистанте

Когда ребёнок каждый день ходит в школу, на него влияют учителя, одноклассники, учебный режим, система оценок. Он может получить как публичное признание своих успехов, так и неодобрение. От последнего желание учиться у ребёнка заметно уменьшается. Тут действуют разнообразные факторы учебной мотивации школьников. Когда же начинается дистанционное обучение в школе, ребёнок остаётся дома один на один с компьютером – для продолжения учёбы ему требуется большая самостоятельность и внутренняя учебная мотивация школьника.

Дистанционное обучение в школе: как развить внутреннюю мотивацию у детей  

Кажется, что после перехода в онлайн-режим должны учиться хуже, потому что процесс стал менее контролируемым. Но, с другой стороны, у рёбенка появляется больше возможностей для учебы в удобном ему темпе и формате, а учитель может предложить больше индивидуальных заданий. Внутреннюю учебную мотивацию стимулируют, например, конструктивная обратная связь, оптимальный уровень сложности задания, возможность выбрать вариант решения. Мы можем усилить мотивацию деятельности ребенка, опираясь на базовую потребность в автономии, стремление самому определять, что делать, присущие каждому человеку. Важно формулировать конкретные учебные цели, над которыми дети будут работать в течение урока или нескольких занятий, помогать им составлять список дел и расписание на день. Так дистанционное обучение в школе будет более эффективной. Хороший тактический ход для учителя – предложить ученикам на выбор несколько видов заданий разной сложности. После выполнения заданий не забудьте дать развёрнутую обратную связь – разобрать, что получилось, а что – нет и почему. 

Татьяна Громова, учитель начальных классов московской школы № 1576: 

«Думаю, основная проблема дистанционного обучения в школе – в отсутствии у детей учебной самостоятельности. Учитель должен влиять на процесс её формирования, начиная с первого класса. Конечно, работать нужно в союзе с родителями, но их часть – воспитательная. Можно обратиться к ним, если возникают какие-то проблемы, тогда родители воздействуют на ребёнка со своей стороны. Я против контролирующего обучения, когда мама постоянно делает домашние задания вместе с учеником. Это зона ответственности ребёнка. 

Любой ребёнок, даже самый заядлый двоечник, хочет быть успешным. А если у него не получается этого сделать в учёбе, он выбирает какие-то другие сферы: например, общение или хулиганство. Ему важно заявить о себе. Поэтому, чтобы усилить учебную мотивацию школьников, нужно создать ситуацию успеха. А она появится, когда ребёнок станет более-менее самостоятельным – он будет знать, что сам справился с заданиями, без участия взрослых, это его заслуга».

Что мотивирует самого учителя в условиях удалённой работы

После перехода на дистант у преподавателей возникали разные проблемы. Кому-то не хватало личного общения и эмоционального контакта с учениками, возможности видеть всех детей и их реакцию. Кому-то пришлось изменить схему подготовки к урокам – искать наглядную информацию в сети и предлагать её классу. И, конечно, у большинства были технические сложности – требовалось настроить микрофон и камеру на ноутбуке, разобраться со скоростью домашнего интернета, срочно освоить новые сервисы и программы… 

Многие педагоги признаются, что пришли в замешательство от такого обилия новых задач. Но потом приняли это как вызов, поставили себе цель – изучить новые технологии, это мотивировало. Также добавляло сил то, что учителя служили примером детям, которые тоже поначалу были в растерянности. В итоге педагогам удалось не только наладить учебный процесс, но и вырасти профессионально. Учеба дистанционно оказалась не такой уж страшной.

Какие онлайн-инструменты может использовать учитель для поддержания интереса к учёбе 

  • Поддержать эффект присутствия хорошо помогают видеоуроки. В начале трансляции проговорите правила работы: обозначьте, когда дети могут задавать вопросы – по ходу урока или только в конце, предложите им выключить микрофоны и общаться в чате. 
  • Используйте видеоконференции и для проведения родительских собраний. Есть много удобных программ: Skype, Google Meet, Zoom (помните, что тут сеанс связи – 40 минут, потом нужно заново подключаться).
  • Применяйте цифровые платформы с автоматической проверкой заданий. Например, бесплатный сервис Яндекс.Учебник. Здесь есть материалы по русскому языку, математике и окружающему миру для 1–5-х классов. Проверка работ происходит мгновенно, ученики сразу же получают обратную связь, а учителя экономят своё время. 
  • Используйте онлайн-документы для совместной работы над учебными задачами. Отсутствие личного контакта можно компенсировать содержательным диалогом в комментариях. 
  • Не забывайте про интересные видео- и аудиоматериалы от экспертов или популяризаторов науки. Ученики могут их посмотреть самостоятельно и затем обсудить, организуйте онлайн-работу в группах. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?