Педагогический конфликт: как учителю вести себя с учеником

§ Что делать, если между учителем и учеником возник конфликт

Педагогический конфликт: как учителю вести себя с учеником

Статьи

Все мы люди, и дети тоже. Конфликты – неизбежность, но в педагогическом процессе это возможность для развития ученика. Бывает, что в взаимоотношениях учителя и ученика возникают проблемы. Конфликт, возникающий между учителем и учеником, называется педагогическим конфликтом. Эта статья из серии о работе с конфликтами расскажет о том как реагировать на проблемы между учителем и учеником, и как действовать учителю, чтобы разрешить конфликт.

Почему возникают конфликты

Школа – место, где ребенок или подросток сталкивается со множеством требований и правил, а также и проблем. Ученику может быть непривычно, скажем, выполнять требования в определенный срок, долго сидеть на одном месте, запоминать много новой информации. Работа учителя состоит как раз в том, чтобы научить ученика жить в этой новой для него реальности. И эта работа не может идти всегда ровно и гладко.

Часто конфликтные взаимоотношения учителя и ученика – это индикатор педагогической проблемы. Например, учитель недостаточно объясняет задачи, но не осознает этого и раздражается из-за плохих результатов. Или, например, учитель ругается без очевидного повода. Или объясняет слишком сложно, не учитывая уровень учащихся. Или вольно обходится с правилами, «под настроение» наказывает и прощает, заводит любимчиков. Или наказывает, не делая скидку на эмоции младшего школьника. Или не знает как и о чем говорить с подростками так, чтобы выстраивать гармоничные взаимоотношения учителя и ученика.

Особенно часто конфликты возникают у авторитарных учителей, которые смотрят на ученика сверху вниз, не знают, как говорить, чтобы подросток слушал, не готовы смотреть на ситуацию его глазами, принимать в расчет его внутренний мир, пытаются управлять поведением ученика механически, с помощью «кнута» и «пряника». То же можно сказать и про учителей, которые выстраивают отношения с детьми стихийно, без системного подхода. Такой подход может действительно стать проблемой для ученика. 

Педагогический конфликт, проблема учителя и ученика чаще возникает в средней и старшей школе, когда дети входят в подростковый период. Один из популярных сценариев – школьник постоянно пытается спровоцировать учителя и срывает уроки. Учитель в ответ выгоняет его из класса, ставит двойки, проводит беседы с родителями. Проблема учителя и ученика в итоге мешает всем. Причин для такого поведения ученика может быть много: желание самоутвердиться перед одноклассниками, непонимание предмета, уверенность в том, что знания никогда не пригодятся в жизни. Разобраться помогут несколько простых шагов.

Как снять напряжение и агрессию

Излучайте спокойствие и уверенность. Помните, что конфликтом управляете вы – в том числе тем, как на него реагировать. Авторитет учителя проявляется в том, что именно он задает правила игры. Доброжелательный, уверенный тон голоса, спокойная речь – всего этого бывает достаточно для того, чтобы ученик успокоился сам. Когда учитель ругается, ученику трудно идти с ним на контакт. В случае с провоцирующим и срывающим уроки подростком, учителю нужно показать, что провокации на него не действуют.

Покажите ученику, что вы его слышите. Ребенку и подростку важно признание его эмоций. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы погасить агрессию, решить проблему с учеником и вернуть взаимоотношения учителя и ученика в спокойное русло. Для этого хорошо подойдут техника называния эмоций и «эхотехника». Для ее применения нужно прислушиваться, какие слова чаще всего говорит ученик, и таким образом понять, о чем говорить с подростком. Это значит, что именно эти слова важны для него, и о них нужно поговорить. Используйте фразы: «я вижу, что ты расстроен», «я думаю, тебе это не нравится», «ты говоришь…», «давай я скажу, как я тебя понял, а ты скажешь – верно или нет». Если подросток срывает уроки, послушайте, что конкретно он говорит в этот момент. Скорей всего, это сводится к одной или нескольким темам, которые его беспокоят. Различные проблемы учеников в школе  встречаются часто и требуют от учителя индивидуального подхода к каждому.

Направляйте эмоции ученика. Эмоции младшего школьника переменчивы. Со стороны кажется, что он не хочет никого слушать. Но попробуйте переключить его внимание, предложить альтернативу. Учителю нужно найти варианты тем, о чем поговорить с подростком. «Я вижу, сейчас тебе очень хочется… А как насчет…» Тем самым вы даете ребенку самому решить, что ему важнее. Учитель может предложить школьнику, который с ним спорит и его провоцирует, в качестве альтернативы поучаствовать в публичной дискуссии на тему урока, подготовив взвешенные аргументы. Это переведет проблему учителя и ученика в конструктивное русло. 

Помните о том, что главное для педагога – не доказать свою правоту конкретному ученику и не изменить поведение ученика здесь и сейчас. Главное – сохранить доверие и добрые взаимоотношения учителя и ученика, и показать пример взрослого подхода к сложным ситуациям. Из-за чего бы ни возникла проблема учителя и ученика, помните, что вы – ролевая модель. С вас так или иначе будут брать пример.

Чего стоит избегать

Делать поспешные выводы. Ребенок или подросток может не понять вас, у него могут быть проблемы дома. Может, он устал. Или его задели ваши слова в прошлом. Из-за таких вещей проблемы учеников в школе обостряются. Учителю стоит обращать внимание на проблемы учеников и их возможные решения.

Отвечать агрессией на агрессию. Ребенок в начальной школе и средней школе не вполне умеет владеть собой, а значит – нести ответственность за свои реакции. А жесткая реакция учителя или моменты, когда учитель ругается, могут травмировать его психику и усугубить проблему учителя и ученика.

Оценивать личность ученика. Важно, чтобы ребенок или подросток понимал: с ним все в порядке. Вы не настроены против него, но есть требования, которые нужно соблюдать. Это важно, чтобы проблема ученика не стала серьезнее.

Стыдить. «Все на тебя смотрят», «сорвал урок, доволен?», «ведешь себя как маленький» – все это не решает проблему ученика в школе, а только показывает ученику, что его чувства неправильны и неважны и обостряет взаимоотношения учителя и ученика.

Угрожать. «Считаю до трех», «придется поговорить с твоими родителями», «еще одно слово, и мое терпение лопнет» – эти реакции неконструктивны, потому что воздвигают стену между вами и учеником и разрушают взаимоотношения учителя и ученика. Они сообщают ему, что вы настроены против него. Такое подход не поможет решить проблемы ученика в школе.

Брать в «заложники» класс. «Если не прекратишь – оставлю всех после уроков» – такая манипуляция опасна тем, что может спровоцировать травлю внутри коллектива и стать причиной недовольства других детей. Это ведет к нарушению учебного союза между детьми и учителем и сводит на нет хорошие взаимоотношения учителя и ученика.

Освойте технику обратной связи

Часто проблемы во взаимоотношениях учителя и ученика возникают из-за того, что нарушен контакт. Кнут и пряник, похвала и наказание – два классических инструмента для обратной связи. Но ими тоже нужно уметь пользоваться, не травмируя ученика, решая проблемы ученика в школе спокойно и конструктивно, давая ему возможность поработать над собой и порадоваться за свои успехи.

Подробнее о том, как эффективно решать конфликты между учителем и учеником, несколькими учениками, учителем и родителем, а также о том, как предотвратить травлю и научиться ненасильственному общению — в курсе «Конфликты и травля в школьной среде» программы «Я Учитель». Он бесплатный. После его прохождения вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации. 

Также вы можете прочитать другие статьи из серии, посвященной работе с конфликтами: «Буллинг в школе» и «Как научить детей разрешать конфликты в школе конструктивно»

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?