Развиваем функциональную грамотность на уроках в начальной школе

Развиваем функциональную грамотность на уроках в начальной школе

Статьи

В современном мире умение работать с информацией — одно из ключевых. Сегодня человек получает новые данные каждую минуту: с экрана компьютера и смартфона, общаясь онлайн и оффлайн. Иногда фактов так много, что найти среди них нужный — и правдивый — крайне сложно. Особенно ребёнку. Для того, чтобы помочь детям научиться на уроках в начальной школе системно искать нужные данные, методисты Яндекс.Учебника вместе со специалистами Центра оценки качества образования создали для учителей и их учеников обучающий курс «Работа с информацией», состоящий из нескольких блоков. О том, как учителю работать с заданиями и чем курс по развитию функциональной грамотности полезен для детей 1-4 классов, мы поговорили с руководителем направления словесности Яндекс.Учебника Анной Булгаковой

alt

Казалось бы, умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но специалисты полагают, что для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Недаром это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. Развитие функциональной грамотности без отточенных навыков работы с информацией невозможно. 

Курс Яндекс.Учебника «Работа с информацией» построен таким образом, что педагог может наладить планомерную работу по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы уже с 1-го класса. Курс является частью Марафона по функциональной грамотности.

Курс состоит из нескольких блоков. Блок А направлен на работу с умением ориентироваться в источнике информации. Блок Б — на умение извлекать нужную информацию. Блок В посвящён умению определять характер недостающей информации и способам её восполнения. В совокупности эти блоки помогут детям не бояться текстов, графиков, схем и других источников информации, понимать их и видеть подтекст, уметь вникать в суть данных и успешно искать ответы на поставленные вопросы. Опираясь на предметные области, предложенные задания фокусируются именно на приёмах работы с информацией, представленной в разном виде. 

В этой статье речь пойдёт о блоке В. 

Ниже приведена карта этого блока для каждого года обучения: видно постепенное нарастание сложности и взаимодействие с разнообразными источниками информации.

alt

Блок состоит из 4-х групп умений, на карте они соответствуют строкам. Рассмотрим последовательно умения этого блока на примере заданий.

Чтобы выдать ученикам эти или похожие задания, необходимо зарегистрироваться на платформе Яндекс.Учебник как учитель. 

В1. Умение находить расхождения в информационном источнике и в собственных представлениях

Пример задания для 1-го класса 

Занятия  направлены на различение знаний, основанных на своём опыте, и информации, получаемой извне (из источника информации). В зависимости от года обучения и класса мы предлагаем формировать это умение на информации разного характера с постепенным усложнением: о предметах, процессах, месте-времени и взаимосвязях. Задания для 1-го класса не должны быть очень сложными, чтобы ученики не потеряли интерес к работе такого типа. 

Возьмём в качестве примера карточку, в которой нужно определить цвет животика зелёной пересмешки. 

Карточка 1:

alt

Если не читать текст, а ориентироваться только на название птицы, возникает представление, что цвет перьев будет везде зелёным. Тем более, что и фотографии к заданию подобраны так специально. Чтобы верно выполнить это задание, ученику нужно внимательно прочитать или прослушать описание птички и извлечь из текста необходимую информацию: «оперение пересмешки хорошо прячет её в листве деревьев — сверху оно зелёное, а снизу желтоватое». 

Далее школьник должен соотнести свои знания о том, где у птицы находится животик: сверху или снизу, с этим описанием. После этого можно сделать вывод о том, что находится внизу животик, а, значит, он жёлтого цвета. Все задания для 1-го класса озвучены, чтобы ученики, для которых чтение пока — достаточно трудоёмкий процесс, тоже работали над формированием функциональной грамотности в школе. Они имеют возможность одновременно слушать задание и следить по тексту. 

В2. Умение находить расхождения в разных источниках информации. Умение находить неправдоподобную информацию

Пример задания для 4-го класса

Задания этой группы помогут в формировании функциональной грамотности — умений находить ошибку на рисунке, в тексте, схеме, таблице, на карте, а также выискивать противоречия в текстах. Возрастающую трудность обеспечивают сочетания разных источников информации, разный уровень знакомства с обсуждаемыми вопросами, объём. 

Например, в задании для 4-го класса нужно сравнить несколько источников, оценив степень их достоверности. Рассмотрим его подробнее. 

Вера хочет узнать: «Почему раньше в Японии дома строили из тонкого дерева и бумаги?». Девочка ищет ответ на популярном сайте и находит противоречивую информацию. Ученику нужно выбрать те варианты, которые противоречат друг другу.

Карточка 1: 

alt

Таким образом у Веры появился перечень версий — к её предположениям добавились варианты из интернета. Школьнику предлагается сравнить данные из двух источников информации — версии Веры и ответов на сайте — и выбрать, какие из предположений девочки подтверждают пользователи в интернете.

alt

Далее ребёнок продолжает работу с этим заданием в следующей карточке. Поскольку на форуме высказываются мнения, Вера поняла, что все версии нужно проверять на достоверность. Вера обращается к помощи энциклопедии и сайта о Японии. Так ученик понимает: чтобы найти ответ на вопрос, лучше воспользоваться более авторитетными источниками — специализированными сайтами, справочниками, энциклопедиями. 

Ученик прочитает две заметки о Японии и выдержку из Географической энциклопедии. После чего ответит на вопрос о том, какие версии Веры нашли подтверждение в энциклопедии. Работая с этой карточкой, ученик потренируется находить расхождения в разных источниках информации на уроках в начальной школе, что является важным умением в рамках развития функциональной грамотности.

Карточка 2:

alt
alt
alt

3. Умение находить смысловую лакуну (незнакомое слово) и понимать его значение

Пример заданий для 3-го класса

Как правило, когда ребёнок встречает в тексте незнакомое слово, он либо не обращает на него внимание и может упустить смысл, либо останавливается в затруднении и не дочитывает предложение или абзац до конца. Чтобы ученик был внимательным, но не чувствовал себя беспомощным, нужно обучить его разным стратегиям работы с незнакомыми словами. Задания направлены на то, чтобы школьник потренировался находить значение нового для него слова с помощью картинки, по внутренней форме слова, из контекста и по разным источникам информации (например, с помощью словаря). 

Обратимся к примеру, в котором ученик работает с текстом стихотворения из школьной программы — он читает текст и подбирает картинку, которая подходит к выделенным строчкам. 

Карточка 1:

alt

Если школьник подойдёт к выполнению задания на развитие функциональной грамотности формально, он, скорее всего, выберет первый вариант с изображением мельницы или второй, где нарисована крыша, так как зацепится за слово «крыша» или за словосочетание «от бегущих быстрых вод» в поэтическом тексте. Правильный же ответ — третий. Подсказка содержится в контексте и выделена жирным шрифтом. Ключевым для понимания здесь является слово «водоотвод».

Во второй карточке дано стихотворение Валерия Шульжика «Листоход». Автор придумал новое слово — как понять его значение? Это можно сделать, опираясь на внутреннюю форму неизвестного слова. 

Карточка 2:

alt

Отвечая на вопрос, с высокой вероятностью ребёнок выберет третий вариант — «листья плывут по реке». Эта карточка может послужить хорошим началом для коммуникативной практики в классе. Вы можете спросить, какие похожие на слово «листоход» слова известны ученику, на какие слова в языке мог опираться автор. Например, слово «ледоход». Предложите ребятам вспомнить определение этого слова: «​Ледоход — движение льдин на реках и озёрах под действием течения или ветра». 

Порассуждайте вместе с детьми об аналогии «​листоход — ледоход» на уровне образов, которая используется в поэтическом тексте. Обсудите, как развивается художественный образ в стихотворении Валерия Шульжика. Ведь оказывается, что это не просто новое слово, это целый поэтический образ. Чтение и понимание художественного текста также является частью функциональной грамотности. 

В4. Умение формулировать запрос на недостающую информацию

Пример задания для 3-го класса

Выполняя задания на формирование функциональной грамотности в начальной школе, дети тренируются соотносить вопрос и источник информации, формулировать вопрос, задавать уточняющие вопросы и создавать поисковый запрос. Рассмотрим в качестве примера обучающее занятие, включающее две взаимосвязанных карточки, в которых ученики поработают с уточняющими вопросами. 

Карточка 1:

alt

Здесь ученику предстоит поработать с логической структурой диалога. А поможет в этом схема, где разного типа реплики выделены разным цветом: жёлтым, зеленым и фиолетовым — основной вопрос, ответ, уточняющие вопросы разного вида. Как правило, детям бывает непросто задавать уточняющие вопросы, так как это сложная мыслительная операция. С помощью карточек ученики смогут отточить этот навык. 

Во второй карточке школьник восстановит текст рассказа Виталия Бианки про лиса и мышонка, также поработав с уточняющими вопросами, но уже с меньшим количеством подсказок. В задании нужно опираться на смысл и логику текста, вставляя недостающие реплики.

alt

Подробнее о том, как развивать у школьников функциональную грамотность (понимание текста), мы писали здесь

Больше по теме