Инклюзивному образованию в российских школах уже более 25 лет. Модель обучения, при которой вместе с обычными детьми учатся дети с особыми образовательными потребностями, с каждым годом становится всё популярнее. Коррекционные школы закрываются, а в обычных появляются инклюзивный классы. Но при этом многие учителя оказываются не готовы обучать детей с ОВЗ и особенностями ментального развития.
Мы узнали, что думают об инклюзивном обучении педагоги, которые работают как с обычными детьми, так и с ребятами с особыми образовательными потребностями.
Можно сказать, что инклюзия — это про всю нашу жизнь, про то, как мы воспринимаем разных людей: принимаем или отталкиваем, признаем ли их право быть другими. Образование — лишь часть общей картины. Через отношение к инклюзии становится ясно, как ценностно ориентирована школа, насколько там готовы учить любых учеников.
Чаще всего инклюзия рассматривается как благо для детей с особенными потребностями. Однако обучение в инклюзивном классе положительно влияет и на обычных учеников. Речь не только о том, что они становятся более толерантными. Мы проводили специальное исследование на эту тему, сравнивали результаты детей в обычных и инклюзивных классах начальной школы. Оказалось, что во втором случае ученики имеют лучшую успеваемость, более высокий уровень развития познавательных, личностных и коммуникативных способностей по сравнению с учащимися общеобразовательных классов.
То есть инклюзивное обучение предполагает специальные условия, которые полезны как особым детям, так и ученикам без нарушений развития. У них активно развивается умение работать в команде, критически мыслить, обрабатывать информацию (универсальные учебные действия). Это происходит из-за большого внимания к каждому ученику, а не только к детям с особенностями. Чуткое отношение учителя, всех членов психолого-педагогической службы сопровождения создаёт настолько безопасную развивающую среду, что и дети с ОВЗ, и остальные чувствуют себя успешными.
Для учителей, которые ведут инклюзивный класс, может быть непросто справляться со сложностью и многообразием детей. Наверное, с точки зрения традиционного академического образования в однородной среде работать проще. Но часто бывает так: то, что кажется минусом, оказывается плюсом. Разнообразие детей побуждает учителя развиваться, стимулирует педагога искать и реализовывать новые методы преподавания. Получается, что педагог повышает свою квалификацию, становится более разносторонним.
Ещё одной сложностью может быть неготовность к инклюзии самой школы. В класс приходит ребёнок с особыми образовательными потребностями, и его нужно учить, за результат отвечает учитель. На плечи педагога ложится создание всех необходимых условий, появляется излишняя ответственность. Так бывает, к сожалению, но, на мой взгляд, это неправильно. Каждый должен делать свою работу, в школе есть администрация и служба сопровождения, их задача — организовать инклюзивное обучение.
Думаю, главный плюс инклюзии для учителей в том, что они могут получить необходимое дополнительное образование. Важно это сделать, прежде чем брать инклюзивный класс. Это хорошая практика, профессиональный рост. Минус в том, что в одном классе приходится преподавать сразу по нескольким программам, или по одной, но в разном темпе, это бывает сложно.
Для учеников я вижу только плюсы. У обычных детей формируется толерантность, они с детства взаимодействуют с непохожими людьми, понимают, что это нормально. Дети с ОВЗ привыкают к социуму, учатся общаться. Тут очень важен пример учителя, он должен показать ученикам, как нужно грамотно выстраивать отношения с одноклассниками. Получается, что обучение в инклюзивном классе полезно для всех детей.
Учителям, которые только начинают вести инклюзивный класс, могу дать такие советы:
► С самого начала относитесь к ученику с особыми образовательными потребностями спокойно, доброжелательно, так же как и к другим детям, не выделяя его.
► Учитывайте индивидуальные возможности ребёнка, помните, что дети с ОВЗ отличаются, оценивать их по шаблону нельзя.
► Соревновательный аспект хорошо работает с обычными детьми, активизирует их. Но в случае с особым ребёнком нельзя сравнивать его с другими учениками. У него и так зачастую низкая самооценка. Сравнивайте с его же достижениями: смотри, раньше у тебя это не выходило, а теперь получилось, здорово!
► Ошибки нужно сделать нормальной частью обучения. Подавайте их так, чтобы ученик не думал, что это нечто плохое. Можно сказать: хорошо, ты ошибся, молодец, давай попробуем ещё раз.
► Помогайте ребёнку, создавайте у него ощущение успеха. Акцентируйте внимание на его достижениях, а не на неудачах, поддерживайте, хвалите.
О том, как учителю взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно прочитать в цикле наших статей: мы рассказывали, как лучше выстраивать отношения с глухими и слабослышащими детьми, ребятами с РАС, нарушениями зрения или речи, ЗПР.
Учителям, которые впервые столкнулись с инклюзией в школе, советуем пройти первый бесплатный онлайн-курс «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданный Яндекс.Учебником в партнёрстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». Курс будет доступен после регистрации в системе Яндекса, которая займёт у вас не более 5 минут. В курсе информация не только о нормативных аспектах отношений между учителем, учеником с ОВЗ и родителями, но и практические инструменты по работе с детьми с 7 основными типами нозологий.
Курс поможет, например, изучить основы русского жестового языка для учителя, научиться создавать комфортную учебную среду для ребёнка с РАС, выстраивать систему обучения слабовидящих школьников.