Дистанционное обучение отличается от привычных занятий в школе. При переходе на новый формат учителя неизбежно сталкиваются с трудностями. Мы собрали самые распространенные вопросы, которые возникают у педагогов, и постарались на них ответить.
1. Мало опыта и наработок. Как быть, если освоение и продумывание работы занимает много времени?
Удаленная форма работы — это возможность для учителя продумать новые сценарии работы и попробовать разные инструменты. Помните о том, что первичной остается все-таки методика и учебные цели, а инструменты дистанционного обучения вторичны.
С помощью онлайн-инструментов можно отрабатывать материал и поддерживать мотивацию учеников. Узнать, как проводить обучение в дистанционном формате и задать вопросы вы сможете на вебинаре, который пройдет в понедельник 23 марта в 11.30.
2. В каком формате проводить уроки?
Для начала определите, все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения: готовы ли родители оставить детей дома, какие возможности с точки зрения оборудования и интернета есть у учеников.
По возможности откажитесь или сведите к минимуму изучение нового материала и сосредоточьтесь на повторении ранее пройденного. Ученикам начальной школы, в связи с их возрастными особенностями, предлагайте более простые темы, а сложные оставьте на потом.
Если хотите дать новый материал, выберите доступный формат подачи — используйте сервисы для видеоконференций, покажите детям обучающее видео, дайте литературу для самостоятельного обучения.
Когда вы определились с материалом на период карантина, подумайте, как лучше разбить его на блоки и в какой логике работать.
3. Как будет выглядеть школьное расписание? Как спланировать день, неделю?
Зафиксируйте «учебное время». Оптимально — первая половина дня. Расскажите детям и родителям, в какие часы будет проходить обучение — это позволит четко организовать расписание.
Учебный день в дистанционном формате разбейте не по урокам в 40 минут, а по блокам, которые хотите отработать.
Задавайте ученикам четкие рамки, когда нужно сделать самостоятельную работу. Часть заданий пусть дети решают в учебное время. Это позволит вам сразу видеть прогресс ребенка и корректировать работу по необходимости.
Определите, как и за что вы будете оценивать учеников на дистанционном обучении. Для оценивания используйте статистику, которую выдают цифровые сервисы. Можно выставлять оценки по итогам работы в сервисах для видеоконференций или не выставлять вообще.
4. Как проверять задания учеников?
Выбирайте сервисы с автоматической проверкой заданий в режим онлайн и мгновенной аналитикой. Так, например, в Яндекс.Учебнике вы можете подобрать задания, соответствующие целям занятия и выдать их ученикам. Дети получат задания и смогут их выполнить в удобном для себя режиме. Учитель может сразу увидеть и оценить результаты работы, а дети сразу понимают, где они ошиблись. Сервис поможет избежать сложностей с передачей заданий. Вам не понадобятся фотографии, сканы и прочие формы, не предназначенные для этого.
5. Как получить обратную связь от родителей?
В течение рабочей недели определите фиксированное время для обратной связи от учеников и родителей. По возможности каждую неделю устраивайте две онлайн-встречи — одну с учениками и одну с родителями. Договоритесь с родителями, что обратная связь будет двусторонней: вы делитесь результатами учеников, а родители рассказывают о трудностях, которые возникают у детей.
6. Как поддерживать учеников, и кто будет поддерживать нас — учителей?
Для учителей проект «Я Учитель» готовит серию обучающих курсов и практических рекомендаций, как организовать дистанционную форму обучения. Вы узнаете, как составить рабочий день, как удержать внимание и мотивировать ребенка, какие ошибки могут возникнуть на дистанте и как их избежать.
7. Как дистанционно вести групповые и командные занятия? Как среди всех ресурсов и онлайн-школ найти соответствие конкретной школьной программе?
Все инструменты условно делятся на несколько крупных блоков. Мы выбрали самые распространенные и простые в использовании ресурсы:
1. Сервисы для видеоконференций: Skype, Zoom. С их помощью можно детям теорию, попросить конкретного ребенка включить видео и ответить на ваш вопрос.
2. Инструменты для совместной онлайн-работы: Google Classroom и Google Docs.
3. Образовательные онлайн-платформы с готовым контентом, который можно выдавать детям для автономной работы дома: сервисы с теоретическим материалом — МЭШ, РЭШ, InternetUrok.ru; с практическими заданиями — Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс.