Профессия учителя больше многих других подвержена выгоранию. Особенно это заметно сейчас, в сложный период дистанционного обучения. Для того, чтобы поддержать учителей, рассказать им больше о проблеме и поделиться историями ее успешного разрешения, Яндекс.Учебник и интернет-издание Мел провели круглый стол «Выгорание учителей». Спикерами стали педагоги, директора школ, исследователи проблемы и даже HR-специалисты.
Ирина Савицкая, руководитель программы развития педагогов от Яндекса «Я Учитель»
По результатам прошлогодних докарантинных опросов мы выяснили, что учителя хотели бы а) научиться формировать индивидуальную образовательную траекторию и б) научиться профилактике собственного выгорания. По признанию учителей, предотвращать выгорание получается у них хуже всего. Опрос о том, какая следующая диагностика и какой курс нужны на Я.Учителе, показал: выгорание — в лидерах.
На основе запросов от учителей специалисты программы «Я Учитель» подготовили два продукта: тест «Профессиональное выгорание педагога» и соответствующий курс повышение квалификации. Тест помогали создавать профессиональные психологи из компании ЭКОПСИ. Он позволяет учителю получить обратную связь по своему состоянию по 4 направлениям: эмоциональная усталость, формализм, отстраненность, недовольство условиями.
Результаты теста будут только у учителя, он полностью бесплатный, будет активен с 19 октября по 19 ноября. По его результатам учитель может осознать, над чем нужно работать для изменения ситуации с выгоранием. По итогам даются профессиональные рекомендации по вопросу выгорания учителей.
Один из материалов по итогам теста – курс повышения квалификации по выгоранию, бесплатный, рассчитанный на 16 часов, его можно пройти в любое время. В курсе разбирается понятие эмоционального выгорания, факторы выгорания, что нужно сделать для предотвращения выгорания. В курсе много практических материалов.
Тимур Алексеев, учитель истории, г. Москва
Почему выгорают молодые педагоги?
Приходя в школу, учителя сталкиваются с проблемами:
1. несоответствие возраста – молодой учитель все еще ощущает себя ребенком, но от него ждут, что он способен принимать взрослые решения;
2. учитель еще молодой и веселый, по возрасту должен быть другом ученикам, но вынужден выстраивать барьеры, чтобы дети не сели на шею;
3. большое количество методической работы.
Какие ошибки допускают молодые педагоги:
1. Забывают, что нужно соблюдать баланс между школой и своими интересами. Вначале испытывают воодушевление от работы и начинают жить только школой. Из-за этого проблемы, возникающие в школе, становятся для них слишком глобальными, и учителя могут попасть в психологическую яму.
2. Идут работать в школу, чтобы заработать. Московские школы предоставляют учителям хорошие финансовые возможности. Молодой преподаватель рискует погнаться туда за деньгами, столкнуться с множеством трудностей в работе и выгореть из-за этого.
3. Пытаются сделать революцию. Например, через желание отказаться от учебников и создать что-то свое. Но опыта создания методических материалов у молодых учителей нет. Поэтому нужно проводить не революцию, а мягкую трансформацию.
Советы учителям:
1. Искать поддержку среди коллег, но не заразиться выгоранием до того, как начал выгорать сам.
2. Не терять идею, с которой пришел работать в школу.
3. Быть готовым к трудностям, которых в школе много, не унывать и запастись терпением.
Елизавета Капустина, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №18 с углубленным изучением математики, Василеостровской район Санкт-Петербурга
Маркеры выгорания:
1. не хочется делать что-то новое и интересное в своей работе;
2. нет внутренней мотивации и вдохновения;
3. начинают проявляться разные болезни, о которых раньше не знал;
4. пропадает способность сочувствовать своим ученикам, начинаешь терять в себе человека.
Как справиться с выгоранием:
1. Дать себе время восстановиться. Понять, что за рамками школы есть еще много всего, проходить курсы, читать книги.
2. Выстроить личные границы и сформировать личное представление о своих задачах в школе.
3. Понять свои цели и приоритеты в работе
Выгорание начинается изнутри, когда теряешь себя как человека, как личность и не можешь проанализировать, что с тобой в этот момент происходит.
Кирилл Загустин, учитель истории и обществознания, создатель телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович»
Проблема выгорания – личная задача учителя как человека. Заботиться о своем психологическом здоровье надо самому.
Чтобы не выгорать и сохранять бодрость духа, нужно выстраивать образовательный процесс на основе равенства – воспринимать учеников как живых людей со своими проблемами. Выгорание – это когда мы перестаем это делать.
Существует точка невозврата, когда учителя настолько выгорели, что назад пути нет. С такими учителями сложнее всего работать. Гипотеза – учителя старшего поколения успешно работают, потому что давно выгорели и сформировали определенный защитный механизм, и выполняют только ту работу, которая от требуется. Но образование – это и обучение, и воспитание. Когда воспитательный процесс отодвигается на второй план и учитель думает только о том, как ему провести урок, это повод задуматься.
Проблема – учитель переставать быть тем, кто есть, переставае жить так, как жил до этого, потому что считает, что учитель должен транслировать какой-то образ своим коллегам и ученикам. Когда человек начинает заниматься самоограничением, это способствует тому, что он разочаровывается и в себе, и в профессии. Одна из главных задач для любого молодого учителя - помнить, что мы в первую очередь являемся людьми, мы каждый день взаимодействуем с живыми людьми, а значит, мы сами должны быть живыми.
Анна Зырянова, основатель движения SelfMama, Дженерал HR A1, сотня лучших HR-директоров России (в прошлом - Сибур)
Все практики из HR могут быть перенесены в школу, потому что принципы и технологии управления персоналом пригодны везде, люди везде одинаковы.
Что может быть перенесено в школу:
Нужно развивать управленческие навыки руководителей.
Управленческий цикл одинаков везде:
1. планирование и целеполагание – ставим цели и планируем работу подчиненных,
2. делегирование;
3. контроль промежуточный и конечный;
4. мотивация;
5. развитие подчиненных.
Часть управленческих навыков можно перенести на учителей. Их можно обучать планированию и организации работы.
Проводить модерируемые форматы групповых дискуссий.
Например, стратегическая сессия. Это формат общего собрания с членами коллектива, когда с помощью специально обученного модератора идет обсуждение стратегий развития компании, выявляются ее слабые стороны, трансформируются в в инициативы и готовится план на будущий год. Потом об этих инициативах руководитель говорит сотрудникам. При этом каждый сотрудник должен понимать, зачем ему выполнять эти инициативы – например, он развивает свои компетенции. Модератором не может быть директор школы, это должен быть человек со стороны.
Клубы для общения, в которых учителя могут пообщаться между собой и с директором. Учителя могут пообщаться здесь на разные темы, не только на профессиональные, это помогает справляться со стрессом. Здесь важна роль руководителя. Чем больше он общается с людьми, чем больше рассказывает и объясняет, тем больший психотерапевтический эффект от этого. Главный психотерапевт в организации – это ее руководитель.
Это нужно для того, чтобы формировать у учителей осмысленность их деятельности.
Каждому руководителю нужно уметь развивать подчиненных. Создавать каждому сотруднику индивидуальный план развития. Это помогает человеку сделать следующий карьерный шаг, а руководителю спрогнозировать, когда этот человек соберется уходить из организации.
Наталия Файдюк, директор ГБОУ Школа №2065, г.Москва
Когда я начала работать в этой школе в 2017 году, сначала мы провели анализ состояния дел. На тот момент учителя не были заинтересованы в результате, а позиция школы в рейтинге московских школ была невысокая. Основная причина – эмоциональное выгорание педагогов.
Чтобы решить эту проблему, мы провели диагностику и разработали программу профилактики. По ее итогам школа поднялась в рейтинге среди школ Москвы, родители стали больше доверять школе, улучшилось качество образования: дети стали лучше сдавать экзамены, появилось больше победителей и призеров олимпиад, многие ученики поступили на бюджет в престижные вузы. Кроме этого, учителя сами начали предлагать инициативы по улучшению ситуации.
Как мы этого добились:
1. Задумались об атмосфере в коллективе. Создали единый взгляд на то, какой должна быть школа, создали новые традиции и правила, которые объединили всех.
2. Организовали поддержку профессионального сообщества. Сформировали структуру, когда учителя помогают друг другу советом, посещают уроки друг друга и говорят, что понравилось.
3. Ввели консультации психолога. Учителя стали чаще ходить на консультации психолога, и это помогло.
4. Организовали получение педагогами новых знаний. В основном не связанных с профессией, важно, чтобы человек развивался в чем-то помимо работы.
5. Наладили личные встречи с директором. Каждый педагог может прийти к директору без записи и пообщаться с ним, рассказать о проблемах. Если директор чувствует, что какой-либо учитель находится на грани выгорания, то сам приходит к нему. Это позитивно влияет на педагогов.
6. Создали возможности отвлечься от работы. Организуем тимбилдинги, поездки за город на экскурсии, спортивные мероприятия. В поездках учителя общаются между собой.
7. Создали спортивные секции для педагогов в школе. Переоборудовали для них спортивный зал.
Ирина Борякова, директор МБОУ Школа №131, Нижний Новгород
Выгорание – это физическое, эмоциональное и умственное истощение. Чтобы не нарушать личных границ педагога, нужно выстроить коммуникацию до того, как учитель выгорел.
"Личные границы не рушатся просто так. Если вдруг директор узнал о какой-то проблеме и решил в первый раз с конкретным учителем поговорить в доверительной форме, это, с одной стороны, вызовет какую-то опаску со стороны учителя, а с другой, мы не сможем достичь тех целей, которые перед собой ставим. Лучшее лечение – это профилактика".
Какую роль должен занимать директор-медиатор? Ему важно проводить профилактику выгорания, а для этого:
1. осуществлять горизонтальную коммуникацию. Директору нужно обязательно находить время, чтобы пройтись по школе несколько раз в неделю во время учебного процесса, чтобы посмотреть и послушать, как проходят уроки, и после уроков, чтобы пообщаться с учителями, узнать про их проблемы, проблемы учеников и родителей.
2. организовывать развивающую педагогическую среду. Проводить по желанию педагогов круглые столы, проблемные мастерские. Привлекать к этому специалистов из непрофильных, непедагогических организаций, которые могут посмотреть на на проблемы учителей со стороны.
3. организовывать внеурочную жизнь. Не у всех педагогов есть хобби и личная жизнь, поэтому директору нужно устраивать совместные поездки, занятия спортом.
Юрий Шатров, руководитель практики DIGITAL ASSESSMENT ЭКОПСИ, консалтинговой компании в области управления персоналом
Выгорание – это состояние, вызванное продолжительным стрессом на работе, с которым не удалось справиться. Проявляется это в чувстве усталости, сонливости, апатии.
Один из верных физиологических маркеров – утром сложно вставать, не хочется идти на работу, чувствуется отдаление от руководства и коллектива. В итоге это приводит к падению эффективности педагога и падению качества его жизни в целом.
Часто выгорание встречается у молодых педагогов, когда у них стирается граница между работой и личными делами, и они начинают работать на износ.
Причины выгорания:
1. дефицит сил из-за стресса,
2. сверхвысокая рабочая нагрузка,
3. дефицит ресурсов,
4. токсичная и конфликтная среда,
5. недостаток признания со стороны руководства,
6. дефицит смысла – когда педагог не видит смысла в своей деятельности. Если работа осмысленна, и учитель понимает, зачем он это делает, то он может работать в сложных условиях и при большой нагрузке, и это будет переноситься легче. Если ему неинтересно, выгорание будет проявляться сильнее.
Последствия выгорания учителей:
Для школы: менее продуктивный педагог, который может уклоняться от работы, нарушать нормы этики, много конфликтовать и даже уйти из школы.
Для учеников: когда учитель выгорает, он может обесценивать успехи учащихся или начать их объективировать, то есть перестать видеть в них личностей со своими интересами. Это приводит к ухудшению отношений между учителем и учениками.
Для учителя: выгорание влияет на здоровье, могут возникать проблемы с пульсом и дыханием, а также депрессивные симптомы – негативное восприятие себя и жизни в целом.
В целом к выгоранию больше склонны молодые педагоги до 30 лет.
Предпосылки выгорания:
1. недостаток доверия со стороны руководства и родителей учеников;
2. отсутствие достаточного опыта работы и как следствие работа на износ, неспособность разделить работу и жизнь;
3. отсутствие партнера и эмоциональной поддержки;
4. низкая самооценка;
5. повышенная тревожность;
6. завышенные ожидания от работы, ее идеализация.
Как работают с выгоранием в корпорациях:
1. Диагностика. Проводят тесты, опросы, фокус-группы – спрашивают у сотрудников, что они думают про работу.
2. Профилактика. Сотрудников учат и даже заставляют соблюдать баланс между работой и личными делами, проводят поддерживающие встречи с руководством или коллективом.
3. Выход из выгорания. Дают отдых. Дают советы по сну, питанию, обучают тайм-менеджменту, занимаются психотерапией.
Компания разработала методику для выявления выгорания на основе комплексного исследования среди 12,5 тысяч педагогов, анализа литературы в виде теста из 3 разделов и 111 вопросов.
По итогу выделили 4 компонента выгорания. Их можно расположить по двум осям: отношение к работе – отношение к организации и истощение – отстраненность.