YaC/e: главные тезисы онлайн-конференции Яндекса про современное образование

§ Рассказывают эксперты

YaC/e: главные тезисы онлайн-конференции Яндекса про современное образование

События

10 ноября прошла онлайн-конференция Яндекса про образование Yet Another Conference on Education. В ней приняли участие учёные, педагоги, методисты, разработчики цифровых образовательных продуктов. Целый день на разных площадках конференции они делились мнениями о современном образовании, спорили, рассказывали о своём опыте и самых новых и удобных технологических решениях в образовании. Рассказываем, о чём конкретно шла речь. 

На пороге гуманистического образования

Мир, в котором появляется всё больше технологий и информации, стал невероятно сложным ещё до пандемии. Локдаун ещё больше сместил фокус внимания общества на поиск новых решений для удобного доступа к знаниям. Об этом рассказала генеральный директор Яндекса в России Елена Бунина в своём выступлении «На пороге нового гуманистического образования». Она отметила, что на фоне всеобщего стресса, невозможности планировать свою жизнь и путешествия и ограничений в общении успешнее всего кажутся образованные люди. Они уверены в себе и понимают, что, даже если их профессия окажется под угрозой исчезновения, они смогут освоить новую. 

«Именно образование может обеспечить равные возможности для всех, запустить социальные лифты, — подчеркнула она. — Всегда образование — это взаимодействие людей. Но благодаря технологиям образование становится полезным и увлекательным, доступным и масштабируемым». 

Яндекс занимается образованием уже давно: в 2007 году запустилась первая программа по подготовке аналитиков и разработчиков, которых не хватало компании. Через 13 лет опыт превратился во внятную стратегию: в Яндексе знают, что в образовании важнейшая ценность — человек: и тот, кто учит, и тот, кто учится. Для создания хорошего образовательного продукта важны и интересы конкретного человека, и комфортная среда, и увлекательный процесс, и сознательный выбор учеником траектории, и сочетание фундаментальных и практических знаний. И сейчас в Яндексе есть большое подразделение — Образовательная инициатива — которое становится постоянной программой по улучшению образовательной среды в России при помощи технологий. 

Как работают цифровые инструменты в образовании?

Рассказала Елена и про Яндекс.Учебник — бесплатную цифровую платформу для обучения основным школьным предметам, пока по большей части в начальной школе. Он отвечает запросу на гуманистический подход в образовании, помогая детям полюбить предметы школьной программы, давая им быструю и качественную обратную связь, подсказывая и не наказывая за ошибки. О том, что начинание успешно, свидетельствовало совместное исследование Яндекс.Учебника с НИУ ВШЭ: выяснилось, что, получая цифровые задания, дети улучшают свои образовательные результаты. 

«Главное, что мы увидели — они начинают больше любить те предметы, которыми занимаются. А любовь к предмету— это залог успеха. Важно любить предмет, а остальное все придет», — подчеркнула Елена. 

Подробнее об этом рассказал директор Яндекс.Учебника Евгений Лурье. Он подчеркнул, что Яндекс.Учебник — это платформа, создаваемая ради ребёнка, но для учителя. Она помогает педагогам перераспределять ресурсы: например, с рутинной проверки домашних заданий переключиться на общение с учениками, разработку интересных уроков, самообразование. А цифровая образовательная платформа тем временем мягко и ненавязчиво поможет ученику отработать информацию, полученную в школе, на практике. 

«Учитель в классе всегда может подойти, подсказать, дать обратную связь, — рассказал Евгений. — Когда же ребёнок остается с материалом один на один, у него могут возникать сложности. Есть вещи, которые ребёнок упускает. А если так происходит в начальной школе — к средним классам это превращается в снежный ком, и процесс обучения усложняется, результаты снижаются. Появление цифрового образовательного продукта провоцирует изменения в этом взаимодействии. Рядом с учеником в отсутствии учителя может быть понимающий, опытный и внимательный помощник, который даёт обратную связь на то, как ребёнок действует и как совершает ошибки». 

Так и действует Яндекс.Учебник: команда разрабатывает всё больше механик взаимодействия ученика и платформы — каждая из них включает три попытки, первая из которых — просто предложение попробовать ещё раз, вторая — подсвечивание зелёным цветом той части задания, с которой ребёнок справился, а третья — обозначение ошибок. Таким образом можно, например, написать онлайн-диктант, выполнить умножение в столбик, разобрать по частям слово или предложение. 

И такой опыт для современного школьника действительно новый. Да, мы давно научились выкладывать в интернет задания из бумажных учебников, но концептуально контент едва ли изменился. А современные дети — это вызов, на который должно отвечать образование. Ведь когнитивные процессы ребят, выросших буквально с гаджетами в руках, иначе устроены, их ритм жизни более быстрый, они привыкли к мгновенной обратной связи и не всегда умеют возвращаться в контекст по прошествии времени. Но они ошибаются — и важно не привить им страх ошибки, потому что учимся мы все именно на промахах. 

Кроме того, важно донести до всех участников образовательного процесса ценность, которую представляют цифровые инструменты, продемонстрировать их возможности. 

«До пандемии онлайн-ресурсы для школы воспринимались, как приятное дополнение. Но у учителя всегда был запасной вариант, — отметил Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов Яндекса. — Грубо говоря, если по каким-то причинам учитель не дал домашнее задание онлайн, он всегда может это сделать привычным способом, и, в общем-то, никто не пострадает. И тут вдруг этого привычного способа не оказывается. И это была необычная ситуация для учителей, родителей, я уже не говорю про детей, которые в конечном итоге за все отдувались… И для разработчиков онлайн-сервисов тоже. К счастью, в Яндексе умеют работать с высокой нагрузкой, поэтому для нас не это было основной проблемой. Основным вопросом стало то, как нам прокоммуницировать с пользователями, <...> каким образом донести до всех пользователей, как наш инструмент правильно упаковывать, использовать, куда его лучше вставлять в их методике ведения уроков». 

Почему цифровые технологии нужны образованию?

Тезис о том, что современной школе необходима цифра, подтвердил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, также принимавший участие в конференции. В своем выступлении «Цифровые технологии: от эволюции к революции» он подчеркнул, что дистанционное обучение, на которое перешли и школьники, и студенты в связи с пандемией, интенсифицировал процесс внедрения технологий в образование и вскрыл определённые проблемы. 

Так, до пандемии 80% учителей школы и вузовских преподавателей не считали нужным использовать цифровые технологии в классе или аудитории. Разумеется, с приходом дистанта они столкнулись со сложностями. Как и ученики: ведь, согласно статистике, в ¼ домохозяйств в стране нет персонального компьютера, а в 40% школ России скорость интернета чрезвычайно низкая. 

«Онлайн для школы — это пожарная мера, «костыль». Дистант для школы не нужен, особенно для младшеклассников, где важен эмоциональный контакт . Школе не нужен дистант, но школе точно нужна цифра, — подчеркнул Кузьминов. — Будущая школа — это школа смешанной формы обучения. Никто замещать онлайном учителя не будет, но это будет школа с активным участием верифицированного цифрового контента».

Говоря о цифровых инструментах, Ярослав Кузьминов подчеркнул: у нас нет проблемы с «движками» для таких инструментов, а вот создание качественного обучающего контента — это сложное и дорогое занятие, поэтому мало кто это делает.  

Зачем же нужен цифровой контент? Кажется, что его главная задача — преодолеть ограничения классно-урочной системы, а ещё — обеспечить обратную связь для той трети учеников, которые пока не являются успешными. 

«Это ложная дихотомия, что существует классическое образование и онлайн-образование, — отметил Александр Ларьяновский, управляющий партнёр Skyeng. — Никакого онлайн-образования не существует. Правильный вопрос звучит так: могут ли технологии и данные улучшить образование? Очевидно ответ — могут». 

Технологии и учитель

О том, что цифра даёт новый виток развития образованию, говорил и научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко. Он рассказал об интересном феномене: оказывается, после весеннего перехода на дистант среди тех, кто хорошо сдал ЕГЭ, оказалось больше детей из отдалённых регионов страны. 

Иван считает, что уменьшение расслоения связано с тем, что все электронные ресурсы с отличным качеством контента предоставили ученикам открытый доступ, и мотивированные ребята воспользовались возможностями и дополнительным временем. Кроме того, на дистанционном обучении наблюдался рост количества участников олимпиад: ведь раньше для этого нужно было выкроить время, поехать, а в онлайн-формате — достаточно просто открыть пару новых вкладок. 

Однако Иван Ященко призвал как можно более аккуратно относиться к урокам и информации, которую учителя дают ученикам — как очно, так и дистанционно. 

«Важно учить нужно честно, искренне и с любовью. И в каждый момент, задавая домашнее задание или отправляясь на урок, помнить, что ты на самом деле забираешь у ребёнка время его детства — самое дорогое, что есть. Самый дорогой в образовании ресурс — это не деньги, не здания, не зарплата учителей — это время ребёнка. И давай подумаем, что мы в обмен ему даём. Если мы даём ему что-то хорошее, то мы молодцы. Если нет, то, может, этого лучше не делать». 

Конечно, учителю важно давать ученикам самую нужную информацию, особенно в период дистанта. Современный учитель в целом волевым усилием спасает образовательный процесс, в кратчайшие сроки приспосабливаясь к новому режиму и помогая адаптироваться своим ученикам. 

«Учитель должен быть образцом борца со своими страхами и быть бесстрашным, напоминает директор «Новой школы» Кирилл Медведев. — Наверное, каждый учитель видел взгляд ученика, в котором, знаете, бегущая строка такая: «Я этого никогда не пойму» <...> И одна из главных моих задач как учителя математики — чтобы этот страх у ребёнка уходил, чтобы он знал, что любая проблема может быть превращена в задачу». 

И технологии могут здорово помочь учителю. Так, например, руководитель Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ Ася Бонч-Осмоловская рассказала про приложение «Живые страницы», в котором интерфейсно перерабатываются тексты классиков: например, пьесы Чехова становятся чатами, а события «Преступления и наказания» наносятся на карту Санкт-Петербурга. А Анна Левинзон, основательница проекта «Верные слова», отметила, что технологии можно использовать даже для обучения дошкольников чтению. Или другой пример:

«Например, в «Яндекс.Учебнике» есть предметные задания по русскому языку, используя потенциал которых, можно постепенно подготавливать учеников, формировать у них умения, необходимые для участия в дискуссии, — рассказала руководитель направления «словесность» в Яндекс.Учебнике Анна Булгакова в рамках своего выступления «Как организовать дискуссию на уроке». — Например, традиционное задание: подбери прилагательное для картины. Нужно выбрать вариант ответа. Но если потом мы развиваем потенциал – мы описываем картину словами (устно или письменно) или делаем это на время, чтобы повысить точность формулировок. Получается, что у нас есть задание в онлайн-формате, которое подготавливает материал и позволяет провести первичную работу. А потом мы переходим в оффлайн-формат и оттачиваем это умение». 

На школьных уроках для использования технологий есть море возможностей. Например, можно собирать обратную связь от учеников через приложения Kahoot!, Mentimeter и Яндекс.Формы, объединять мультимедийный контент для уроков в приложении Desmos, следить за успехами учеников с помощью учебной аналитики в Яндекс.Учебнике, культурно просвещать ребят вместе с Яндекс.Музыкой и Культурным марафоном, давать онлайн-диктанты и другие задания с автоматической проверкой в Яндекс.Учебнике, вовлекать в работу каждого через Яндекс.Диск, визуализировать информацию в Jamboard или структурировать материалы в Padlet. О многих из этих технологий будет рассказано на вебинарах «Я Учителя» — программы развития учителей от Яндекса.  


 

Современная картина мира и её отражение в образовании

Современные учителя — настоящие супергерои, но школа — не единственный источник образования для подрастающего поколения. О том, что современная школа не может обеспечить ребёнка всеми знаниями о мире, которые ему нужны, говорил Георгий Васильев, руководитель программы «Всенаука» — ещё одного проекта на стыке образования и технологий.   

«Фрагментарность информации делает человека несчастным и тревожным <...> Школьное образование покрывает важнейшие темы современной картины мира на 25% <...> Современная информационная среда достаточно активна, чтобы восполнить этот недостаток специфических знаний». 

В проекте «Всенаука» создают электронную библиотеку лучших научно-популярных книг, которые будут доступны для изучения всем желающим. Сейчас проект приобретает права на электронную дистрибуцию трудов, чтобы распространять их бесплатно. 

alt

Итак, технологическая составляющая в образовании — не просто тренд, а необходимость, без которой обучение в период коронавируса остановилось бы в принципе. Пандемия интенсифицировала развитие цифры в образовании, но ситуация изменится, а цифровая среда останется в нашей жизни в той или иной степени. Наша задача — усвоить уроки, найти и сохранить самые лучшие решения, научиться эффективно работать в двух мирах, онлайн и оффлайн. Для этого всем участникам образовательного процесса полезно учиться друг с друга и делиться опытом. И в следующем году вновь встретиться на Yet Another Conference и обсудить найденные решения. 

Больше по теме