По статистике, трудности при чтении испытывают 10% людей.
Не существует специфического лечения или методики, которая позволит избавиться от дислексии раз и навсегда. Важно ещё в начальной школе научить ребёнка пользоваться копинг-стратегиями, которые помогают читать немного быстрее, и собственными стратегиями для получения знаний и расшифровки текстов.
Ребёнок должен понимать, что с дислексией можно жить, учиться и добиваться успехов. Просто в чём-то ему будет сложнее, чем остальным.
У ребёнка не обязательно должны быть все перечисленные признаки. Степень выраженности дислексии может определить психоневролог или нейропсихолог. Ключевой симптом, на который может обратить внимание учитель, — при желании учиться и нормальных способностях ребёнку трудно читать и понимать прочитанное.
В школе учеников с дислексией могут считать глупыми или ленивыми, но это не так. Представьте, как много психических ресурсов тратят такие ребята, чтобы прочитать текст, понять его или решить текстовую задачу. Дети с дислексией часто чувствуют себя неуспешными по сравнению с одноклассниками, и в итоге их желание учиться ослабевает.
Главное, что должен сделать учитель, если у ребёнка обнаружили дислексию — отнестись к этому с пониманием:
Лишь после этого можно переходить к синтаксису и семантике.
Прицельная работа с причиной дислексии может сильно помочь в обучении: системно улучшить качество чтения, письма, запоминания и освоения нового учебного материала.
Детей с дислексией вполне можно увлечь чтением. Для этого нужно найти книги, которые будут по-настоящему интересны конкретному ребёнку, и взрослого человека, который будет вместе с ребёнком читать.
Ребёнок может читать книги и самостоятельно, по несколько страниц в день. Прекрасный вариант — параллельно слушать аудиоверсии книги в профессиональной озвучке.
Но главное — обсуждать с ребёнком, что происходит в книге: мотивы и намерения героев, главную идею, важные мысли, пришедшие в голову при чтении.