Главная / Статьи / Ребёнок с дислексией: как учить и помогать
Ребёнок с дислексией: как учить и помогать
Дислексия — это расстройство чтения (и в большинстве случаев — письма) при сохранности интеллекта и способности к обучению. Люди с дислексией могут иметь прекрасно развитое мышление и выдающиеся способности в тех или иных областях.

По статистике, трудности при чтении испытывают 10% людей.

Не существует специфического лечения или методики, которая позволит избавиться от дислексии раз и навсегда. Важно ещё в начальной школе научить ребёнка пользоваться копинг-стратегиями, которые помогают читать немного быстрее, и собственными стратегиями для получения знаний и расшифровки текстов.

Ребёнок должен понимать, что с дислексией можно жить, учиться и добиваться успехов. Просто в чём-то ему будет сложнее, чем остальным.

Обычно ребёнок с дислексией:
  • долго учится читать и читает медленнее сверстников;
  • неправильно произносит некоторые звуки, путает звуки, фонемы;
  • даже короткий текст перечитывает 2–3 раза, чтобы понять его смысл;
  • с особенным трудом читает текст со сложными грамматическими конструкциями и редкими словами;
  • переставляет, заменяет или добавляет буквы при письме;
  • с ошибками читает редкие слова с большим количеством слогов;
  • не любит читать книги и длинные тексты, выбирает короткие заметки из журналов и соцсетей;
  • испытывает сложности в изучении иностранного языка;
  • делает ошибки при письме, хотя знает правила.

У ребёнка не обязательно должны быть все перечисленные признаки. Степень выраженности дислексии может определить психоневролог или нейропсихолог. Ключевой симптом, на который может обратить внимание учитель, — при желании учиться и нормальных способностях ребёнку трудно читать и понимать прочитанное.

В школе учеников с дислексией могут считать глупыми или ленивыми, но это не так. Представьте, как много психических ресурсов тратят такие ребята, чтобы прочитать текст, понять его или решить текстовую задачу. Дети с дислексией часто чувствуют себя неуспешными по сравнению с одноклассниками, и в итоге их желание учиться ослабевает.

Главное, что должен сделать учитель, если у ребёнка обнаружили дислексию — отнестись к этому с пониманием:

  • давать больше времени на работу текстом, в том числе при работе с длинными текстовыми заданиями;
  • длинные тексты разбивать на части, упрощать сложные конструкции, уменьшать количество сложных для прочтения слов;
  • работать вместе: объяснять, наблюдать, помогать. Таким детям нельзя давать много материала для самостоятельной работы дома или в классе;
  • давать больше времени на отработку правил на уроках русского языка. Ошибки при письме — отражение системных расстройств речи;
  • направить ребёнка на нейропсихологическую диагностику, чтобы определить возможные причины дислексии.
Важно подобрать для ребёнка индивидуальные «обходные пути». Ребёнок может:
  • смотреть видеолекции по теме урока или слушать аудиоверсии учебников;
  • пытаться пересказывать то, что прочитал;
  • вместо письменных конспектов записывать аудиозаметки на диктофон;
  • проговаривать сложное слово по слогам;
  • пропевать текст, чтобы понять его;
  • рисовать схемы и ментальные карты сложных тем.
Исследованиями подтверждено, что для коррекции дислексии эффективен аналитический подход к изучению русского языка. Важно максимально проработать:
  • звукобуквенный анализ слова;
  • переход от звука к букве и от буквы к звуку;
  • типы ударений, правила постановки ударений;
  • разбор слова по составу, понимание морфемы как смыслоразличительной единицы.

Лишь после этого можно переходить к синтаксису и семантике.

С нейроспихологической точки зрения причины дислексии могут быть различными:
  • нарушения фонетико-фонематического анализа и фонематического слуха (это самая частая причина);
  • слабость регуляторных функций;
  • слабость слухоречевой памяти;
  • зрительно-пространственные трудности;
  • нарушение зрительной памяти.

Прицельная работа с причиной дислексии может сильно помочь в обучении: системно улучшить качество чтения, письма, запоминания и освоения нового учебного материала.

Детей с дислексией вполне можно увлечь чтением. Для этого нужно найти книги, которые будут по-настоящему интересны конкретному ребёнку, и взрослого человека, который будет вместе с ребёнком читать.

Ребёнок может читать книги и самостоятельно, по несколько страниц в день. Прекрасный вариант — параллельно слушать аудиоверсии книги в профессиональной озвучке.

Но главное — обсуждать с ребёнком, что происходит в книге: мотивы и намерения героев, главную идею, важные мысли, пришедшие в голову при чтении.

Fri Feb 09 2024 12:57:29 GMT+0300 (Moscow Standard Time)