Результативность учеников зависит от многих факторов. В этом письме мы разбираем основные образовательные практики, которые помогут вашим ученикам стать более успешными.
Пользуйтесь цифровыми платформами
Образование всегда было тесно связано с научными открытиями и развитием технологий. Во время пандемии на первый план вышло «смешанное обучение» — методика, которая позволяет «смешать» традиционный и онлайн-подход. Это обеспечивает непрерывность обучения и создаёт возможности для индивидуализации образования, а также формирует самостоятельность ученика и позволяет эффективнее использовать время на уроке. Одна из классических образовательных практик смешанного обучения — так называемый перевёрнутый класс, когда ученики изучают теорию дома, а в классе решают задания на отработку навыка, задают вопросы и взаимодействуют друг с другом.
Помимо смешанного обучения, на цифровых платформах можно собирать и анализировать большие массивы информации.
Например, Яндекс Учебник показывает статистику по времени, затраченному каждым учеником на конкретное задание, и по количеству попыток.
Используйте критериальное оценивание
Информатика — глубоко практико-ориентированный предмет, поэтому часто обучение строится вокруг какого-то цифрового инструмента и предполагает в качестве результата проект или практическую работу. Чтобы оценить, насколько эффективно было обучение и каких образовательных целей достигли ученики, воспользуйтесь критериальным оцениванием. Критерии помогают оценить работу ученика и дать конструктивную развивающую обратную связь. При разработке критериев важно придерживаться основных правил:
1. Критерии трактуются однозначно (сложно измерить, насколько презентация «красивая», а вот содержание определённых элементов на слайде — легко).
2. Критерии не пересекаются. Конечно, можно разрабатывать системы оценивания по нескольким уровням освоения каждого навыка и учитывать их возможность частичного выполнения. Но гораздо лучше сосредоточиться на простых критериях, что поможет и вам, и вашим ученикам.
Готовые задания с критериальным оцениванием вы найдёте на платформе во всех модулях, которые посвящены работе с цифровыми сервисами Яндекса.
Формирующее и констатирующее оценивание
В системе критериального оценивания есть два основных вида: формирующее и констатирующее оценивание.
Задача констатирующего оценивания — сделать вывод о качестве и уровне знаний ученика. Часто под констатирующим оцениванием подразумевается контрольная работа или тест, но также это может быть и групповой проект или решение кейса.Важно, что урок, на котором планируется контрольная, может включать не только решение заданий, но и мотивационную и рефлексивную части, что поможет ученикам лучше справиться с проверочными заданиями.
Формирующее оценивание неразрывно связано с образовательным процессом и направлено на то, чтобы ученик мог в комфортной среде получить все необходимые знания и навыки.
Формирующее оценивание — безопасно, это возможность для ученика ошибиться и получить обратную связь, задать вопрос учителю или одноклассникам, поискать ответ на вопрос самостоятельно. С помощью различных видов поддержки во время формирующего оценивания можно регулировать уровень нагрузки на каждого ученика.
Формирующее и констатирующее оценивание встроены на платформу Учебника. В каждом занятии есть рабочая тетрадь, задания в которой не предполагают оценки и практику (при желании вы можете её оценить).
Взаимооценивание
В 2017 году вышла книга Джона Хэтти «Видимое обучение», которая содержала метаанализ 50 000 исследований в образовании. Главным результатом метаанализа стал рейтинг эффективности образовательных практик . Хотя со времени выхода книга подвергалась критике, этот рейтинг определенно заслуживает внимания. Топ-3 выглядит так:
1. Коллективные усилия учителей
2. Самооценивание учеников
3. Оценивание достижений учителем
Первый пункт требует усилий всех учителей школы, а вот второй и третий можно реализовать в рамках одного предмета. Вы можете предлагать ученикам деревья умений или различные уровни освоения тем, чтобы ученики самостоятельно сделали выбор и оценили собственный прогресс. Это позволит им почувствовать контроль над процессом обучения и присвоить его. А третий пункт, Оценивание достижений учителем, отсылает к установкам учителя, к тому как вы относитесь к успехам и неудачам учеников, насколько поддерживающую атмосферу в классе создаёте.
Задания на отработку различных умений по всем темам информатики 7–9 классов вы найдёте в Яндекс Учебнике.
Обратная связь
Обратная связь — очень действенный способ помочь ученикам достигать лучших результатов. Грамотная обратная связь — это поддерживающая и развивающая информация, которая помогает и ученику, и учителю эффективнее достигать своих целей. Есть обратная связь от учителя к ученикам — это один из самых эффективных инструментов изменения качества образовательного процесса. Очень важно работать с ошибками, ведь именно внимание к ошибкам инициирует рост. Важно создавать пространство, в котором считается нормальным чего-то не знать и и в чём-то ошибаться. Есть обратная связь от ученика к учителю. В широком смысле она позволяет учителю быть гибким и настраивать образовательный процесс в интересах учеников. В узком смысле это любые сигналы (жесты, слова, язык тела, зрительный контакт и т. д.), которые позволяют учителю понять, насколько ученики включены в процесс, насколько им безопасно, насколько им понятно. Внимательное отношение к обратной связи от учеников даёт информацию для того, чтобы сделать учеников по-настоящему успешными.
В курсе по информатике для восьмого класса учителям предложены рекомендации, как давать обратную связь:
Отдельное внимание уделено тому, как принимать обратную связь:
Чтобы быстрее приводить ваших учеников к высоким результатам приглашаем принять участие в бесплатной программе развития учителей информатики от Яндекс Учебника, которая состоит из входной диагностики и курсов повышения квалификации для 7-9 классов.