Четыре сценария, которые могут привести к эмоциональному выгоранию педагога

§ На что обратить внимание, если кажется, что усталость от работы не проходит

Четыре сценария, которые могут привести к эмоциональному выгоранию педагога

Статьи

Многим из нас знакомо эмоциональное выгорание – когда «опускаются руки», привычные задачи вызывают раздражение, постоянно ощущается усталость от работы и неудовлетворенность собой. Такое состояние может быть вызвано постоянным стрессом. Если этот стресс связан с работой, налицо выгорание профессиональное. Ему больше всего подвержены «помогающие» специалисты: учителя, врачи, социальные работники, психологи. Одним словом, те, кто постоянно взаимодействует с людьми. Таким специалистам важна профилактика профессионального выгорания.

«Я Учитель» запускает серию статей, посвященной тому, как определить эмоциональное выгорание педагога, как бороться с ним и не допустить его. В первой статье мы вместе с Натальей Кисельниковой, психологом, специализирующимся именно на этой проблеме, рассмотрим, в каких ситуациях учителя в наибольшей степени подвержены профессиональному выгоранию, и что делать, если профессионал оказался в такой ситуации.

1. Перегрузка

Практически все учителя сталкиваются с переизбытком задач. В сутках всего 24 часа, а в неделе – семь дней, за которые нельзя успеть сделать все. Некоторые учителя не спят ночами и работают на износ, стараясь выполнить все навалившиеся задачи. Такая высокая нагрузка приводит к эмоциональному истощению и профессиональному выгоранию. 

Что делать?

Если вы чувствуете, что не успеваете выполнить все задачи, первое, что стоит сделать – перестать из-за этого переживать. Человек не может сделать невозможное. Отсортируйте задачи по приоритетам. Сделайте важное, остальное отложите на завтра. Не лишним будет и поговорить с начальством о перегрузках на работе: возможно, часть ваших задач можно передать кому-то другому. 

Оптимизируйте задачи с помощью технологий. Например, в Яндекс.Учебнике можно выдавать детям домашние задания, которые проверяются автоматически. Это освободит время, занятое проверкой тетрадей, на что-то более важное. 

2. Начало профессии

Человек, который недавно пришел в интересную для него профессию, закономерно вовлекается во все: уроки и внеурочную деятельность, неформальное общение с учениками, организационные моменты. Часто молодые учителя не могут рассчитать свои силы и начинают замечать, что у них не остается времени на восстановление. Границы между личной жизнью и работой стираются, и это вызывает выгорание.

Что делать?

Банальный, но действенный способ – начать внимательнее относиться к своему здоровью: высыпаться, не пропускать завтраки и обеды, уделять время хобби. Считается, что на каждые шесть часов работы должен приходиться хотя бы один час, посвященный себе и своим увлечениям. Кроме того, полезно будет отвлечься на другие занятия в рамках профессии: пройти дополнительное обучение или попробовать новые методики в работе. 

3. Большой стаж

Нередко от эмоционального выгорания страдают те, кто работает в школе более 20 лет. Психологи считают, что в таких случаях выгорание неверно списывать на накопившуюся усталость от работы. Часто эмоциональное истощение наступает, когда за рутинными обязанностями смысл профессии, ее место в системе жизненных ценностей начинает ускользать от педагога.  

Что делать?

Ощущающему эмоциональное выгорание педагогу очень важно подумать, почему профессия нравилась ему раньше. Из-за чего вы выбрали работу с детьми и где сейчас в вашей системе ценностей находится эта причина? Что было важно для вас в момент выбора профессии? Что в работе было самым интересным в самом начале карьерного пути? И что изменилось: школа перестала приносить радость или радоваться стало сложнее из-за негативных моментов? Как эти негативные моменты минимизировать?

«Я знаю учителей, которые проработали всю жизнь, 40 - 50 лет, в школе. И они даже в конце своей карьеры говорили о том, что для них видеть, что дети растут, учатся, поступают в вузы – это большая отдача, – рассказывает психолог Наталья Кисельникова. – Для многих учителей важно наблюдение прогресса, осознание, что все их усилия – не зря. Важно, чтобы учителю было интересно в профессии – он может радоваться результатам своих учеников, а может, например, с позиции исследователя наблюдать за сменой поколений и тем, чем они отличаются друг от друга».

4. Невнимательность к своим эмоциям

Принято думать, что выгорают быстрее всего те, кто больше всего сопереживает другим. Но это не так. Специалисты считают, что многое зависит от того, насколько хорошо человек понимает свои эмоции и может ими управлять. В психологии это называется психологическая разумность. Если учитель близко к сердцу принимает проблемы окружающих, но при этом понимает свои переживания, может назвать их словом, знает, как справиться с негативными эмоциями – выгорание маловероятно. 

Что делать? 

Можно постараться ответить себе на ряд вопросов: «Часто ли я обдумываю и анализирую свои переживания?», «Насколько мне интересно содержание моих переживаний?», «Могу ли я понять, почему испытываю каждую конкретную эмоцию и на что она направлена?». Важно уметь анализировать и свои эмоции, и эмоции окружающих людей. Регулярная рефлексия направлена на профилактику профессионального выгорания. 

Тесты на эмоциональное выгорание

Чтобы проверить, насколько вас коснулось профессиональное выгорание, можно воспользоваться психологическими методиками диагностики выгорания. Есть две основных методики самодиагностики: тест на эмоциональное выгорание К. Маслач и тест на эмоциональное выгорание Бойко. Они помогут определить, имеет ли место выгорание в вашей профессиональной жизни и насколько оно серьезно.

Профилактика профессионального выгорания

В октябре стартовал бесплатный курс по профилактике профессионального выгорания педагога. Курс направлен на формирование у учителя наиболее точного представления об эмоциональном выгорании, его факторах, причинах и способах профилактики. По итогам педагог сможет немного иначе взглянуть на себя и свою работу, найти решения там, где раньше были только вопросы. Чтобы узнать подробности, переходите по ссылке

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?