Арт-терапия для детей с ОВЗ: рассказывает дефектолог

§ Галерея рисунков с комментариями

Арт-терапия для детей с ОВЗ: рассказывает дефектолог

Статьи

Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, в частности – с особенностями интеллектуального развития, бывает трудно сказать, что он думает или чувствует. Творчество в рамках инклюзивного образования детей помогает понять это без слов и установить контакт с учеников с ОВЗ. Дальше цели арт-терапии могут быть разными – кому-то нужно развивать самоконтроль, а кому-то – цветовые ощущения или коммуникационные навыки. 

Дефектолог Юлия Афанасьева рассказала, как арт-терапия в рамках инклюзивного образования детей помогает ребятам с разной степенью интеллектуальных нарушений концентрироваться на задачах, различать близкие по смыслу понятия и действовать по инструкции. Эти приемы могут пригодиться на уроках ИЗО в инклюзивном классе. Имена детей изменены на вымышленные.

Александр, 13 лет, интеллектуальные нарушения средней степени
Александр, 13 лет, нарушения средней степени

Эту картину Саша нарисовал, когда мы учились чувствовать цвет. Дети с нарушениями как у него часто плохо различают оттенки или не знают, как они называются. Мы смешивали синий с другими цветами и говорили, что получается в результате – темно-синий, фиолетовый, цвет морской волны, голубой. Это помогает развивать цветовые ощущения.

Василий, 13 лет, РАС
Василий, 13 лет, РАС

Вася любит рисовать и лепить. Он может скопировать рисунок близко к оригиналу, но не до конца. Например, здесь мы учились класть краску мазками, и он не мог понять, что нужно заполнить цветными пятнами все пространство листа. Поэтому белилами фон покрывали мы вместе.

Мария, 10 лет, легкая степень интеллектуальных нарушений
Мария, 10 лет, легкая степень интеллектуальных нарушений

Эту работу мы рисовали два урока. На первом делали фон, смешивали синюю краску с белилами и накладывали ее мазками. На следующем уроке рисовали журавлей в полете. Сначала мы разобрали, как устроено тело птицы.

Ксения, 12 лет, умеренная степень интеллектуальных нарушений
Ксения, 12 лет, умеренная степень нарушений

Ксюша умеет раскрашивать раскраски аккуратно, не выходя за контур карандашами. У нее есть нарушения речи, но коммуникативная функция сохранена: она понимает поставленные задачи и хорошо с ними справляется. Эта картина – абстракция, нужно было рисовать мазками, отрывая кисть от листа. Ксюша все сделала по инструкции.

Мария, 13 лет, умеренная степень интеллектуальных нарушений
Мария, 13 лет, умеренная степень нарушений

У Маши бывают резкие перепады настроения, поэтому для нее главная задача – концентрация и развитие самоконтроля. Получается это не всегда. Например, этот рисунок она не смогла закончить – сначала все делала правильно, а потом просто стала возить кистью по листу.

Николай, 15 лет, РАС
Николай, 15 лет, РАС

У Коли нарушена социально-коммуникативная функция, поэтому цель арт-терапии для него – вовлекать его в общение и развивать коммуникационные навыки. Например, задавать вопросы. В этот раз заданием было заполнить лист цветными пятнами синих оттенков и назвать получившиеся цвета. Он справился хорошо.

Шамиль, 14 лет, РАС
Шамиль, 14 лет, РАС

Мы рассматривали и изучали русские лубки с простым сюжетом. У Шамиля есть способности  к рисованию, он скопировал лубок «Медведь с козою» со всеми мелкими деталями. Занимаясь творчеством, Шамиль научился аккуратно выполнять работы – вырезать ажурные картинки, клеить и делать аппликации. Может быть, в будущем он сможет этим зарабатывать.

Валентина, 13 лет, РАС
Валентина, 13 лет, РАС

У Вали нарушена способность к социальному взаимодействию, и главная цель арт-терапии в ее случае – развивать коммуникационные навыки. Поэтому мы с ней проговариваем каждое действие. Пока Валя понимает, что именно нужно сделать, только когда мама повторяет для неё задание. Она любит рисовать, но не действует по инструкции и всегда выбирает свои цвета. Ее любимый – красный.

Мария, 13 лет, РАС
Мария, 13 лет, РАС

Маше тяжело поддерживать дружеские отношения, вести разговор и делиться своими мыслями с другими людьми. Она умеет рисовать и копировать с образца. Здесь мы делали оттиск  – густо рисовали пятна гуашью, чтобы краски отпечатались на другой лист.  У Маши получилась картина в стиле японских художников. Они использовали похожую технику, чтобы создавать фон.

Юрий, 13 лет, РАС
Юрий, 13 лет, РАС

Юра очень педантичный, может вести диалог, но раздражается, если что-то идет не по плану. Мы изучали строение человека и наблюдали за движением. Получился «Балет». Вырезать по диагонали было сложно, но Юра  справился.

Иван, 13 лет, легкая степень интеллектуальных нарушений
Иван, 13 лет, легкая степень нарушений

Ваня вспыльчивый, но когда концентрируется на рисовании, агрессивность снижается. Его «Балет» выполнен аккуратно.

Максим, 13 лет, РАС
Максим, 13 лет, РАС

Максим умеет вести диалог, рисовать и лепить. Работы у него получаются индивидуальные. Мы учились понимать, что значит «контраст», изучали строение тела птицы и развивали цветовые ощущения. Максим не любит, когда его контролируют. Поэтому главная цель арт-терапии – научить его действовать по инструкции и сформировать коммунакационные навыки. Это важные навыки, которые прививаются в рамках инклюзивного образования детей. 

Алена, 13 лет, умеренная степень интеллектуальных нарушений
Алена, 13 лет, умеренная степень интеллектуальных нарушений

Алене трудно концентрироваться на каком-то одном объекте. Целью этого упражнения было изучить лицо человека и научиться смешивать цвета. Пока мы рисовали, называли части лица – глаза, рот, нос. Так легче удержать внимание ребенка на том, что мы делаем.

Арт-терапия может решать образовательные и коррекционные задачи, но ее надо внимательно адаптировать с учетом особенностей каждого ученика. Некоторых детей увлекает творчество, и в будущем они могут выбрать искусство своей профессией. Есть  и другие виды терапии, которые помогают особенным детям адаптироваться к окружающей среде. Например, поведенческая, о которой мы рассказывали в другой статье.

О том, как взаимодействовать с детьми с разными типами ОВЗ, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданном Яндекс.Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». На курсе будут даны практические рекомендации по инклюзивному образования детей, а также взаимодействию с детьми с разными типами нозологий.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?