В статье «Зачем учителям сотрудничать друг с другом» мы писали о пользе и преимуществах совместной работы. Когда педагоги сотрудничают, улучшается успеваемость учеников, появляются новые методы преподавания, а сами учителя получают эмоциональную поддержку. Теперь мы расскажем, как выстроить эффективную совместную работу.
Во многих школах учителя редко сотрудничают друг с другом или делают это нерегулярно, без планов и общих целей. Нехватка времени у педагогов, отсутствие поддержки со стороны руководства, боязнь конфликтов — вот основные проблемы, которые мешают наладить эффективное взаимодействие учителей.
Как справиться с проблемами и наладить эффективное сотрудничество? Автор журнала EdTech Лорен Дэвис предложила четыре стратегии, которые помогут выстроить совместную работу:
1. Определите цели сотрудничества
Чем больше педагоги заинтересованы в сотрудничестве — тем эффективнее оно будет. Чтобы сотрудничество принесло пользу, разработайте общее направление и цели, которые будут разделять все участники. Определите, что необходимо вашим ученикам и чего вы можете добиться совместными усилиями.
Например, направление совместной работы — развить гибкие навыки. Цель, которую вы поставили перед командой — научить школьников самопрезентации. Обсудите с коллегами, какие методы и инструменты нужны для достижения этой цели и используйте на своих уроках. Обязательно делитесь друг с другом результатами учеников, чтобы отслеживать прогресс.
2. Развивайте чувство общности
Сотрудничество — это выстраивание отношений. Познакомьтесь с коллегами поближе, обсудите нерабочие вопросы, создайте дружелюбную и доверительную атмосферу. Со временем вы наладите отношения и вместе добьётесь того, что запланировали.
3. Установите с коллегами общие правила и нормы
Совместная работа может вызвать неприятие. Не все учителя готовы отказаться от привычных методов и инструментов, наработанных за долгое время. Установите правила общения, основанные на уважении и поддержке. Позвольте всем делиться мнениями.
Составьте план сотрудничества, в котором у каждого участника будет своя роль. Делегируйте полномочия в команде — это повысит вовлечённость всех участников. Помните, что время совместной работы ограничено, поэтому используйте его с максимальной пользой.
4. Решайте конфликты конструктивно
При обсуждении вы обмениваетесь опытом. В результате появляются новые идеи и методы, которые вы можете использовать в работе. Но порой дискуссии приводят к конфликтам: когда сталкиваются противоположные взгляды или кто-то не принимает чужие идеи.
Разработайте план действий при конфликте. Помните, что сотрудничество — это не соревнование, где нужно набрать больше баллов или отстоять свою правоту. Совместная работа похожа на путешествие: вы вместе преодолеваете трудности, помогаете друг другу. В конце всех ждёт награда: улучшится качество преподавания, наладятся отношения с учениками, повысится их успеваемость.