Педагог — одна из самых уязвимых профессий с точки зрения эмоционального выгорания. Работа учителем в школе требует постоянной отдачи, дети непрерывно проверяют психику на прочность, а давление родителей лишь усложняет ситуацию. В какой-то момент происходит надлом: педагог понимает, что дошёл до черты, за которой маячит лишь увольнение по собственному желанию, просто потому что сил больше нет.
Это и есть эмоциональное выгорание – ощущение, что ты окончательно выжат, работа бессмысленна, все вокруг раздражают, а подъёмы по утрам теперь сравнимы с каторгой. К счастью, существуют способы, благодаря которым можно вновь вернуться к профессиональной жизни и почувствовать удовольствие от некогда родного дела.
Иногда учителям удаётся самостоятельно справиться с педагогическим выгоранием. Это получилось и у Анны, учителя физкультуры в одной из подмосковных школ. Она рассказала нам о трёх стадиях своего эмоционального выгорания, а теперь мы публикуем историю её самостоятельного спасения, которая может помочь учителям, столкнувшимся с педагогическим выгоранием.
1. Я призналась, что мне плохо
Эмоциональное выгорание настигло меня на шестой год работы учителем в школе. В какой-то момент я стала замечать, что совсем не хочу идти на работу, а ученики и другие участники образовательного процесса стали ужасно раздражать. Кроме того, я почувствовала себя никчемным педагогом: в школу пришли молодые учителя с кипой свежих идей, а все, чего хотелось мне – скорее поехать домой после окончания уроков. Последней каплей стало овладевшее мной безразличие. Кто-то выиграл на соревнованиях? – Похоже, ему повезло, ну и ладно. Я вдруг ясно увидела, что моя далеко непростая работа совсем никому не нужна: ни ученикам, ни школе, ни мне самой. Появились мысли об увольнении, но потерять работу учителем в школе сразу я была не готова.
Сейчас, пройдя весь путь восстановления, я понимаю, что первым шагом к спасению стало именно осознание проблемы эмоционального выгорания. С этим мне помогла подруга, которая, выслушав мою тираду о невозможной усталости от работы, впервые подсказала мне этот термин.
2. Я начала пробовать бороться с педагогическим выгоранием
После того, как благодаря статьям и тестам в интернете я окончательно убедилась, что у меня эмоциональное выгорание, внезапно стало немного легче. Множество проблем и тревог выстроились в одну понятную цепочку, и я решила, что опускать руки — это не по-спортивному.
Погрузившись в изучение советов по борьбе со стрессом, я начала верить, что эмоциональное выгорание можно победить. Разнообразие методов меня напугало, поэтому я решила пробовать все подряд и так найти рецепт спасения. Я медитировала, дышала под индийскую музыку, дышала в тишине, била посуду на даче, обнимала дерево в парке, кричала на дерево в парке, плавала в бассейне, писала проблемы на листе и рвала их, плакала, практиковала молчание по вечерам, готовила новые блюда, начала пить свежевыжатые соки, пела в машине песни, ложилась спать раньше обычного, проветривала комнату и даже завела щенка.
Мне стало легче. Не могу сказать, что из этого сработало, возможно, всё вместе. Главное — получилось переключиться, усталость от работы отошла на второй план. Так что могу здесь сказать одно: пока вы не начнете пробовать разные способы борьбы со стрессом, вы никогда не поймете, какой из них поможет именно вам. Конечно, щенок был скорее эмоциональным решением, мечтой из детства, которую я решила осуществить. Поэтому тут на мой опыт лучше не ориентироваться.
3. Я нашла поддержку среди коллег
Все советы из интернета я тестировала в течение нескольких недель. А потом поняла, что домашние больше не могут слушать о моих страданиях. Да они и не педагоги, а обсудить профессиональные проблемы хотелось с братьями по несчастью. Немного успокоившись, я начала общаться с другими учителями на форумах и в социальных сетях. Мы рассказывали друг другу о проблемах и просто о том, что происходит. В какой-то момент я заметила, что коллеги — вовсе не токсичные люди, и они умеют не только сопереживать, но и хвалить друг друга за какие-то небольшие успехи. Общаясь с другими учителями, я постепенно научились хвалить сама себя. В связи с этим я сделала ещё один важный вывод: обесценивание собственных достижений — прямой путь к профессиональному выгоранию.
4. Я заметила себя
Чем больше я уделяла внимания самой себе, тем яснее понимала, что есть удивительное множество интересных занятий кроме работы. На них я могу быть самой собой, раскрываться с разных сторон. Когда я плаваю в бассейне — я не учитель, когда я готовлю модный смузи по рецепту из инстаграма — я не учитель, когда мы с мужем идем в театр — я тоже не учитель. Пришло осознание того, что, хоть личная жизнь и работа учителем в школе неизбежно пересекаются, это не одно и то же.
На самом деле, ни администрация школы, ни родители, ни непослушные ученики не виноваты в том, что в какой-то момент я позволила работе украсть всё мое время и моральные силы. А, значит, только я могла это изменить, не просто преодолев усталость от работы, а качественно изменив сам подход к ней.
Для начала я определила личные границы, четко решила, что мне нравится делать на работе, а что нет, и постаралась выстроить комфортную для себя среду. Например, я поняла, что больше не буду переписываться с родителями по мелким вопросам в неурочное время и не буду выслушивать отчаянные речи других учителей об их личных проблемах. Кроме того, я решила добавить элементов личной жизни в рабочую: принесла любимую кружку в школу, оформила кабинет при спортзале, как хотелось именно мне, и начала заходить по утрам за любимым кофе.
5. Я по-новому посмотрела на работу
Пока я занималась «выведением» себя из стресса, я старалась не придумывать каких-то образовательных стратегий, просто работала как раньше, «на автомате». Однако, к моему изумлению, у меня стали появляться новые идеи для уроков, неспешно возвращались переживания об успехах учеников и даже что-то наподобие желания поехать на работу. В этот момент я поняла, что близка к победе над педагогическим выгоранием. Очень осторожно я стала вновь погружаться в учебный процесс. Минуты вдохновения сначала пугали: казалось, сейчас снова наступит апатия. Я бережно записывала свежие мысли о способах совершенствования учебного процесса и продолжала постоянно рефлексировать. Было важно не упустить собственные эмоции.
Самым важным стал один майский день, когда я с удивлением обнаружила себя стоящей среди молодых учителей и вдохновенно рассказывающей им о том, что планирую сделать в следующем учебном году. Те самые молодые педагоги, которые казались мне такими свежими и энергичными по сравнению со мной, радостно поддерживали мои идеи и даже говорили, что кое-что позаимствуют для своих занятий.
Все вокруг меня вдруг оказались живыми интересными людьми: и ученики, и другие учителя, и я — учитель, которая однажды чуть не ушла из профессии.
Анна смогла справиться с выгоранием, однако часто для борьбы с ним требуется помощь. В рамках программы «Я Учитель» уже стартовал бесплатный курс «Эмоциональное выгорание у педагогов» от ведущих экспертов-психологов. Он дает учителю точное представление о выгорании, его причинах и способах профилактики.