Как развить в себе лидерские качества: 10 советов для учителя

§ Рекомендации как стать учителем-лидером.

Как развить в себе лидерские качества: 10 советов для учителя

Статьи

По мнению самих учителей, лидерские качества положительно влияют качество и эффективность преподавания. Учитель-лидер может сплотить учеников и вдохновить их на учебу. Он пользуется авторитетом среди коллег и может увлечь за собой окружающих. Стать таким учителем — мечта каждого педагога. Согласны?

Есть мнение, что лидерами рождаются, но это не так. Лидерские качества может развить каждый, стоит только захотеть. Мы делимся советами, которые помогут стать учителем-лидером.

1. Поработайте над стилем общения

Главный критерий лидерства — наличие последователей — людей, которые разделяют и уважают ваши взгляды. Первый шаг — вспомните о том, как вы общаетесь с учениками и коллегами. Если вам свойственен авторитарный стиль общения, пытайтесь его преодолеть. Лидер строит отношения на основе взаимного уважения и сотрудничества. 

2. Занимайтесь саморазвитием

Главным качеством учителя-лидера педагоги считают профессионализм. Необходимое условие профессионального роста — самообразование и саморазвитие. Подумайте, что у вас получается лучше всего, а где есть трудности. Совершенствуйте сильные стороны и работайте над слабыми. 

Чтобы стать лидером, недостаточно иметь хорошие знания, нужно быть разносторонней личностью со своими интересами. Педагог, который много знает и может удивить учеников необычным фактом, легко заслужит уважение и авторитет.

3. Научитесь ставить цели 

Лидеру важно уметь ставить цели, ведь от этого зависит работа команды и полученный результат. При формулировке цели обоснуйте ее необходимость для детей — что они узнают и научатся делать. Например, «ученики научатся определять части речи», «ученики научатся складывать трехзначные числа». Это повышает мотивацию детей и помогает определить, был ли достигнут результат.

4. Будьте общительны

Умение получать удовольствие от общения — еще одно качество лидера. Как это сделать? Придерживайтесь простых правил. Не избегайте общения — иначе может показаться, что вы равнодушны и не нуждаетесь в других людям. Если приходится общаться с людьми, не располагающими к себе, наберитесь терпения. Проявляйте инициативу в общении, если видите, что собеседнику трудно сделать первый шаг. Наконец, не только говорите, но и внимательно слушайте других. 

5. Контролируйте эмоции

Каждому учителю знакома ситуация: вы устали, хотите посидеть в тишине, но вместо этого приходится успокаивать шумных учеников. Терпение заканчивается, и вот вы уже повышаете голос и срываетесь. Как научиться контролировать эмоции в такой ситуации? Для начала не пытайтесь их блокировать — к естественному стрессу вы добавите стресс от подавления эмоций. Вместо этого выполните упражнение: почувствовав неприятные эмоции, мысленно переведите их в какой-то участок тела, напрягите и расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.

6. Учитесь убеждать

Умение убеждать — еще одно качество лидера. Простое упражнение для развития навыка убеждения — это говорить людям то, во что вы сами верите. Вы сможете убедить других людей, если сами будете уверены в том, что говорите.

7. Проявляйте инициативу

Развитие инициативности начинается с отказа от старых привычек. Прокрастинация, пассивность и лень — враги инициативности. Не откладывайте на потом то, что можно сделать сейчас. Начните с малого — проявляйте инициативу в небольших повседневных делах. Не ждите, когда вам подскажут, что делать и как поступить. Делайте то, в чем уверены. Это принесет пользу не только вам, но и ученикам, и коллегам, с которыми вы работаете. 

8. Развивайте организаторские способности

Организаторские способности учителя — это умение разрешить конфликт, восстановить дружественную атмосферу, сплотить учеников и мотивировать их на решение важных задач. 

Простой способ организовать учеников — поставить перед ними общую идею или цель. Для этого устройте деловую игру, например, поделите учеников на группы, и пусть дети отстаивают разные точки зрения. Игра объединяет и вовлекает весь класс.

9. Будьте решительны

Если вам трудно принимать решения, вы постоянно откладываете и ждете, когда все разрешится само, знайте — это проявление нерешительности. Одна из причин, почему мы откладываем принятие решений — это страх последствий: «А вдруг не получится?», «Что, если это ошибка?». Ваши страхи могут быть оправданы, а могут быть преувеличены, но от того, что вы пустите ситуацию на самотек, вы точно не выиграете. Научитесь управлять своими страхами. Если принимаете сложное решение, запишите все риски и оцените, насколько они реальны и какие могут быть последствия вашего решения.

10. Сотрудничайте с коллегами

Учитель-лидер знает, какие преимущества дает сотрудничество: повышается успеваемость учеников, улучшается качество преподавания, учителя получают эмоциональную поддержку. Найдите коллег со схожими интересами и предложите совместную работу. Объединившись вместе, вы сможете достичь поставленных целей. Помните, что отношения с коллегами строятся на уважении и поддержке.

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?