Онлайн-инструменты на службе учителя словесности

§ Программы и сайты для интересных уроков русского языка

Онлайн-инструменты на службе учителя словесности

Статьи

Существует стереотип, согласно которому компьютер — враг грамотности. Современные дети ни на секунду не оставляют гаджетов. При этом переписки в социальных сетях расстановки запятых и верного написания слов не требуют, а масса ошибок в текстах из интернета пагубно влияет на текстовую насмотренность школьников. Однако существует множество программ и инструментов, которые наоборот помогают детям изучать словесность, а учителям русского языка позволяют сократить время на подготовку к уроку и проверку заданий. И это особенно актуально в условиях дистанционного обучения русскому языку. Мы собрали список именно таких сервисов, опираясь на экспертные выступления на конференции Яндекса Yet another Conference on Education.

Яндекс.Диск, Padlet и Social Book

alt

Инна Торботряс, учитель русского языка и литературы, отмечает, что одной из важных проблем является построение горизонтальной коммуникации, в рамках которой каждый ученик будет вовлечен в учебный процесс. Это помогает развивать такие ключевые навыки, как работа в команде, сотрудничество, критическое и креативное мышление. В качестве эффективных инструментов Инна отметила Яндекс.Диск, Padlet и Social Book.

Яндекс.Диск – это набор онлайн-инструментов для создания, хранения и совместного использования/редактирования текстов, презентаций, таблиц и других файлов. Благодаря сервису во время дистанционного обучения русскому языку групповая работа над проектом становится проще и доступна для всех учеников. С любого устройства школьники могут в режиме реального времени загружать файлы, отправлять их одноклассникам, оставлять комментарии. К этой работе может подключаться и сам учитель.

Social Book – платформа, которая используется для построения коммуникации. Здесь можно найти задания для интересного урока русского языка: на понимание текста, антиципацию, работу с выразительными средствами. При этом есть возможность посмотреть, что сделали другие и прокомментировать, поставить лайк. Работа с программой дает высокую вовлеченность и мотивацию, потому что она похожа на соцсети, где построен диалог равных. Благодаря этому общая коммуникация приходит на место фронтального опроса. 

Padlet – онлайн-сервис, на котором каждый ученик во время дистанционного обучения русскому языку может вывесить свою работу на виртуальную доску, а учитель, в свою очередь, её прокомментировать и оценить, не собирая тетради. Доску также используют для совместного сбора материалов по теме. Школьники могут работать всем классом или отдельными группами. Подходит для использования в качестве программы для изучения русского языка, а именно — мозгового штурма и структурирования материала. Например, весь класс может готовиться с помощью неё к итоговому сочинению.

Работа над пониманием текста с карточками Яндекс.Учебника

Цифровые технологии заметно изменили процесс понимания. В современном мире традиционная и цифровая грамотность неразрывно соединены. Если традиционное чтение устроено по схеме «логика – мышление – эмпатия – воображение», то для цифрового главную роль играет гипертекст, который становится основой для коммуникации. В результате возникает новый тип восприятия текста. Его отличает высокая скорость чтения, переключение между разными фрагментами текстами, движение глаз напоминает букву Z, взгляд скользит по поверхности гаджета и выхватывает информацию. При этом экспериментально доказано, что деятельность структуры мозга изменяется, а понимание ухудшается. Тем не менее, некоторые программы для изучения русского языка наоборот, повышают эти навыки.

alt

Ольга Гвинджилия, учитель русского языка и литературы, рассказала, что в Яндекс.Учебнике есть карточки, посвященные работе с текстом. Например, о том, что такое тема текста, главная мысль, типы текстов, части текста и план текста.

Платформа поможет провести интересный урок русского языка. Здесь есть небольшие по объему, интересные и понятные ребятам тексты. Доступны карточки, составленные нейропсихологом с учетом сложностей, возникающих у ребенка, когда он только начинает читать. Такая работа может помочь тем, кто отстает, сделать первые шаги в грамотности — обычной и цифровой. 

Благодаря платформе учитель может организовать как индивидуальную, так и групповую работу. Например, самостоятельное или совместное чтение текста с экрана. Педагогу доступна возможность добавить к работе творческие задания. Экономит время учителя автоматическая проверка – он сразу получает статистику по каждому ученику и классу в целом.

Онлайн-диктанты в Яндекс.Учебнике

В конце октября 2020 года в Яндекс.Учебнике появились онлайн-диктанты для учащихся 5, 6 и 7 классов. Это работает так: школьник заходит на сайт, открывает диктант, который назначил ему учитель, а после этого под диктовку набирает на клавиатуре текст в специальном поле. 

alt

Екатерина Горбатова, учитель русского языка и литературы, методист по русского языку Яндекс.Учебника, рассказала, что этот вид диктанта не умаляет достоинства традиционного, а, напротив, органично дополняет его. Важным плюсом такого формата является экономия времени. Учитель не ждет, когда ученики достанут листочки и уберут гаджеты, не собирает готовые работы, не тратит время на скрупулезную проверку каждой.

После окончания диктанта система сразу выделяет ошибки и отображает комментарии, с помощью которых школьник может вспомнить нужное правило. Такая быстрая проверка повышает мотивацию и интерес ребят к написанию. Но оценку компьютер не выставляет, последнее слово остается за учителем. Именно ему направляются все результаты и статистика успехов всего класса и каждого ученика в отдельности.

В Яндекс.Учебнике все тексты уникальны, списывать их просто неоткуда. Темы актуальны и подобраны так, что школьникам было интересно слушать текст. Например, есть текст о том, как с помощью дрона удалось спасти птенца. Помимо прочего, ученик может изменять скорость диктовки или ставить на паузу, а также смотреть, сколько времени осталось до конца диктанта. Это позволяет ему работать в комфортном темпе. При этом школьникам полезно учиться работать с незнакомым голосом диктора, а не только с голосом учителя, к которому они давно привыкли. Таким образом, Яндекс.Учебник также представляет собой эффективную программу для изучения русского языка.

Инструменты сбора обратной связи: Mentimeter, Kahoot!, Яндекс.Формы

alt

Татьяна Громова, учитель начальных классов столичной школы №1576, отмечает, что особое внимание педагог должен уделять обратной связи от учеников. Особенно это актуально в условиях дистанционного обучения русскому языку. Обратная связь – это и сочинения, и ответы на вопросы. Она может быть устной и письменной, быстрой и долгой, автоматизированной или открытой, мотивирующей, корректирующей и контролирующей. 

По мнению Татьяны, самые удобные программы для сбора обратной связи – это Mentimeter, Kahoot! и Яндекс.Формы.

Mentimeter – это онлайн-сервис для работы с интерактивными презентациями в режиме реального времени. Его можно использовать в качестве программы для изучения русского языка. Благодаря этому инструменту выступление учителя превращается в диалог с классом. С помощью системы можно проводить голосования и викторины. Например, есть возможность создать опрос: учитель задает вопрос, ученики выдают варианты ответа. Другой пример – использование Mentimeter на этапе изучения словарных слов на уроке русского языка.

Kahoot! представляет собой, скорее, игровое приложение, которое тоже можно использовать, чтобы сделать интересными уроки русского языка. Оно позволяет проводить различные викторины. Также подходит, когда, например, нужно выбрать правду или ложь. Детям особенно нравится, что есть статистика, подсказывающая, кто победил в игре. 

Яндекс.Формы – инструмент для продуктивной обратной связи. Здесь есть множество шаблонов, которые позволяют оперативно конструировать анкету для ответов учеников. Важно, что анкета может быть практически любой: с открытыми и закрытыми вопросами, обязательными и необязательными пунктами, разными типами ответов. Кроме того, есть возможность указать количество баллов, которые будут начисляться за ответ. Созданные формы можно встраивать в тот сайт, которую учитель использует при работе с классом.

alt

Для того чтобы педагог мог свободно ориентироваться в этих и других цифровых образовательных инструментах, эксперты «Я Учителя», «Лаборатории Касперского» и Geek Teachers создали бесплатный онлайн-курс для педагогов «Базовые цифровые компетенции учителя». Курс будет доступен после регистрации в системе Яндекса, которая займёт у вас не более 5 минут. Присоединившись к нему, можно приобрести уверенность в работе с электронными образовательными ресурсами, освоить методику их использования, научиться подбирать инструменты для решения конкретных учебных задач и многое другое. После курса участники получают сертификат о повышении квалификации.

alt

Для того, чтобы педагогам было легче ориентироваться в цифровом мире, эксперты программы развития учителей «Я Учитель» разработали бесплатный онлайн-курс для учителей «Базовые цифровые компетенции учителя». Присоединившись к нему, можно не только приобрести новые знания, но и получить сертификат о повышении квалификации.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?