Организуем дискуссию на уроке: технология MeWeUs

§ Как учителю сделать урок русского языка более интересным?

Организуем дискуссию на уроке: технология MeWeUs

Статьи

В прошлой статье мы рассказывали, почему метод дискуссии на уроке так полезен и как подготовить учеников к конструктивному участию в такой форме работы. Теперь вместе с руководителем направления «Словесность» в Яндекс.Учебнике Анной Булгаковой мы рассмотрим одну из возможных методик обсуждения проблемных вопросов на уроке — технологию MeWeUs. 

alt

Дискуссия, проведённая по методу MeWeUs — отличная идея для урока. Она позволит вовлечь в процесс всех учеников: и самых активных, и тех, кому требуется больше времени, чтобы подготовиться. Это важно не только для закрепления знаний, но и для развития soft skills учеников. 

Подготовка к проведению дискуссии в школе

Организация полноформатного урока-дискуссии — серьёзное дело, которое требует вдумчивой подготовки. Если для класса это новый формат работы или планируется обсуждение объёмного вопроса, лучше запланировать на дискуссию на сдвоенный урок.

Подготовка учителя к любому уроку-дискуссии состоит из двух частей.

Содержательная часть

Сначала нужно определить цель дискуссии в школе и обязательно её записать. Письменная  фиксация необходима для того, чтобы в процессе подготовки было легче сфокусироваться. Одна из распространённых ошибок на старте — желание «впихнуть» в дискуссию сразу всё, а это чревато не только выходом за временные рамки, но и чувством неудовлетворённости: «говорили много, а ничего толком не обсудили». Кроме цели важно сформулировать проблемный вопрос, на который будут отвечать ученики, или задание, которое им предстоит выполнить. Именно этот вопрос во время урока учитель запишет на доску, на него будут ориентироваться ученики. Ещё один важный момент, который нужно продумать при подготовке — образ результата. Его важно формировать с самого начала, когда идея для урока только появилась. Что мы хотим получить в итоге обсуждения? Как это будет выглядеть? Будет ли это общая доска со схемой или несколько листов с тезисами от разных групп? От образа результата напрямую будет зависеть, какие инструменты понадобятся. 

Организационная часть

Учителю важно подготовить сценарий проведения дискуссии в школе и необходимые инструменты. Если урок проходит в очном режиме в классе, понадобятся маркеры, стикеры, блокноты для флипчарта. Подойдите к подготовке тщательно: обидно, когда хорошая задумка рассыпается от того, что написанные ручкой на небольших листах высказывания плохо видны, и это значительно затрудняет обсуждение. 

В онлайн-формате интересный урок помогут организовать такие инструменты, как: 

► Виртуальная доска Miro (в режиме реального времени можно вместе строить схемы или работать со стикерами);

► Яндекс.Формы (в них можно делать тесты, квизы, осуществлять обмен файлами);

► Mentimeter.com (удобно проводить всевозможные опросы и сразу наглядно демонстрировать результаты). 

Также важно оценить количество участников урока-дискуссии и, если планируется работа в группах, как в технологии MeWeUs, распределить их по группам заранее. Учителя знают, что это можно сделать как по формальному признаку (фамилиям или рассадке), так и руководствуясь другими соображениями: по активности, по уровню владения материалом и другим. Если вы работаете с 5 или 6 классом, то имеет смысл сначала отрепетировать разделение по группам на одном из предыдущих уроков, чтобы избежать организационных сюрпризов и не терять на это время.

Проверьте, всё ли вы подготовили к дискуссии, по нашему чек-листу

Технология MeWeUs

Многие известные сценарии дискуссий  начинаются с обсуждения в группе. Преимущество технологии MeWeUs в том, что она включает в себя этап индивидуальной работы. То есть у участников интересного урока есть время подготовиться и перед групповым этапом, и перед публичным выступлением: а это значит, что участие в обсуждении станет комфортным не только для самых быстрых, но и для более интровертных учеников. Идеи для урока-дискуссии можно почерпнуть в учебном плане. Разберём сценарий проведения урока-дискуссии MeWeUs на примере обсуждения вопроса «Почему нужно грамотно писать?». 

Перед началом учитель озвучивает проблемный вопрос. Для возбуждения интереса можно рассказать связанную с этим историю или привести яркий пример. Формулировку вопроса обязательно нужно записать на доске или флип-чарте, чтобы во время дискуссии участники могли к ней возвращаться.

Этап 1. Me

На первом этапе каждый участник работает индивидуально: формулирует и записывает аргументы, подтверждающие его точку зрения. Отведите на это около пяти минут. Время обязательно напишите на доске. Если урок проходит онлайн, можно предложить ребятам завести индивидуальные файлы для записи мыслей. В офлайн-формате подойдёт обычный листок бумаги или стикеры. Пока дети готовятся к обсуждению, учитель следит за соблюдением тишины и за временем. 

Этап 2. We

На втором этапе учитель делит класс на группы примерно по 4 человека. В таких мини-группах ученики обсуждают аргументы и выводят их в общее для команды пространство — лист флипчарта или виртуальную доску. В процессе обсуждения ребята ищут более точные формулировки, критикуют и дополняют друг друга. Задача этого этапа — сформировать общее инфополе, подготовиться к презентации группового видения проблемы. Заложить на эту работу нужно не меньше 10-15 минут. Педагог следит за временем, помогает командам оставаться в рамках дискуссии, подключаясь для решения сложных вопросов. Это необходимо, если растёт напряжение: например, кто-то из учеников в команде упорно отстаивает точку зрения, противоположную общему мнению группы. Допустим, один из учеников настаивает на том, что не видит смысла писать грамотно. Задача учителя в этой ситуации — помочь ученику аргументированно объяснить свою позицию и если это получилось, то группе — принять полярное мнение и подготовиться к презентации двух разных взглядов на проблему. Такие ситуации важны и отлично работают на формирование социальных и коммуникативных soft skills («мягких» навыков). 

Этап 3. Us

На третьем этапе каждая из команд представляет свои результаты. Чтобы сохранить внимание аудитории и не затянуть, лучше руководствоваться принципом дополнения: каждая группа вывешивает свой лист рядом с листом предыдущей команды и проговаривает только те пункты, которые не были в полной мере представлены ранее. Так формируется общее понимание уже на уровне класса. Учитель поддерживает активность слушателей, помогает придерживаться принципа дополнения, но при этом и не упустить важные детали, следит за регламентом. На этот этап также потребуется не меньше 10-15 минут. 

Завершает дискуссию учитель, подводя итоги в конце урока. Не забудьте оставить на это 3-5 минут. Завершённость процесса позволит детям почувствовать, что прошедшая дискуссия — это не просто разговоры, а продвижение в учебном процессе. Активность и мотивация учеников заметно повысятся, если в дальнейшем учитель будет время от времени возвращаться к итогам дискуссии, приводить сформулированные аргументы, цитировать удачные примеры. Дискуссия — это не просто игра на уроке. Важно не только говорить, но и показать, что мнение учеников имеет значение, а проделанная во время дискуссии работа ценна.  

К использованию этой технологии нужно, конечно, подходить творчески. Например, чтобы сократить время, можно какой-то из этапов вывести за рамки урока: попросить учеников самостоятельно подготовить аргументы дома, чтобы в классе сразу начать с группового  обсуждения. 

Важно помнить, что технология MeWeUs — не рамки для учителя, а опора для него.

alt

Какие ещё технологии группового обсуждения существуют?

Есть много других интересных идей для урока, связанных с дискуссионными форматами, развивающими soft skills учеников. Среди сценариев организации обсуждения на уроке, например, технология «Мировое кафе» (The World Cafe) —  подробнее о ней мы рассказываем здесь. Популярна также техника «Автобусная остановка» (Bus stop): учитель в её рамках готовит «остановки» с вопросами, а ученики делятся на группы по количеству «остановок» и перемещаются по «маршруту», обсуждая последовательно каждую из тем. Такой метод пригодится, например,  при повторении пройденного материала — он вызывает интерес и помогает добавить в процесс динамики. Метод будет очень кстати, например, в пятом классе, где много тем, повторяющих или продолжающих то, что уже было пройдено раньше. Каждая из «остановок» может быть частью речи, а цель остановки — составление её «портрета». В подборке заданий для групп поможет «Яндекс.Учебник». А можно обойтись и без игры на уроке, просто двигаться по схеме, уточняя и дополняя работу предыдущих групп — это в любом случае будет работать на развития soft skills ребят. 

Техники удобно комбинировать в зависимости от учебных целей — так у вас получится интересный урок. Изучать новые инструменты, методы и приёмы обучения — увлекательно и для учителя, и для учеников. Важно сделать первый шаг.

Проведение дискуссии, как и любой другой метод проведения интересного урока, требует от педагога большого ресурса. Быть в курсе современных педагогических тенденций помогут бесплатные онлайн-курсы платформы «Я Учитель»: например, на курсе «Современное образовательное пространство и управление классом» можно узнать, как эффективнее всего применять дифференцированный подход, планировать уроки по разным моделям смешанного обучения, генерировать идеи для очной и удалённой работы с классом и многое другое.   

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?