От пользователя до создателя: как изменилась информатика в школе с 2000-го года

Рассказывает академический руководитель школьных образовательных программ по информатике и программированию Александр Паволоцкий

От пользователя до создателя: как изменилась информатика в школе с 2000-го года

Статьи

Современные дети буквально рождаются с гаджетами в руке. Все базовые навыки работы со смартфонами и компьютерами многие осваивают еще в детском саду. Изменились и школьные уроки информатики: если раньше приоритет был у развития пользовательских навыков, то сегодня учителя уделяют внимание обучению программированию для школьников и новой грамотности. О том, как трансформировалась информатика в школе, а также зачем она сегодня нужна, мы поговорили с академическим руководителем школьных образовательных программ по информатике и программированию Александром Паволоцким.

alt

Программирование для школьников – вторая грамотность

Один из ключевых навыков, который можно получить в школе – это умение структурно и системно мыслить: ставить задачу и четко понимать алгоритм ее решения. Этому учит математика, особенно математический анализ в старших классах, и, конечно, уроки информатики. 

«На информатике в школе мы должны рассказывать детям о том, с чем они постоянно взаимодействуют. Да, они действительно с рождения с гаджетами, но для них гаджет — как для нас, например, мясорубка. Научиться управляться с ней ты можешь интуитивно, потому что тебе один раз показали, и ты ей пользуешься. Если же у тебя какая-то навороченная мясорубка, то ты даже можешь и не знать, что с ней делать и какие опасности она представляет. То есть пользовательское знание – это развитие знаний об окружающем мире», – отмечает Александр Паволоцкий.

Даже являясь продвинутыми пользователями ноутбуков, планшетов и смартфонов, дети зачастую не понимают, как устроены девайсы. Знание алгоритмов даст возможность быстрее осваивать новые гаджеты, а также использовать их наиболее эффективно.

Проблема пользовательского подхода

Обучение информатике в школьной программе появилось в 1985 году. До этого все, что ее касалось, изучали в УПК (учебно-производственные комбинаты, где школьники могли получить начальную профессиональную подготовку и освоить применение компьютера и его строение). Когда в учебные планы включали уроки информатики – это была наука о компьютерных вычислениях. Мало кто мог представить, что позже на ней станут учить пользоваться пакетом программ Microsoft Office. Тогда детям рассказывали о том, как устроен мир компьютеров, сейчас же в большей мере учат применению компьютера в жизни.  

Всё изменилось в 1990-2000-е годы. Школы все больше оснащали компьютерами, появилось программное обеспечение, пришло понимание удобства использования машин для работы. Образовался крен в пользовательскую сторону. Обучение информатике превратилось в обучение практическим навыкам, меньше внимания стало уделяться научным основам информатики.

Сегодня у нас есть шанс немного развести пользовательские навыки и фундаментальные знания и вернуться к тому, что практически во всем мире называют «computer science», то есть наука о компьютере. А это и математика, и логика, и сети, и программирование, и многое другое.

«Человек тоже поменялся, ребёнок поменялся, изменились приоритеты. Раньше школьник прикасался к технологиям, как к чему-то таинственному. Когда я в 1991 году впервые подошел к компьютеру, для меня это было «вау», я с него пылинки сдувал. А сейчас вы телефон смело можете кинуть на диван. Так меняется отношение. Конечно, этого пиетета нет у большинства детей. И на них рассказ о том, что там бегают «байтики» или «битики», не производит сильного впечатления», – рассказывает Александр.

Информатика в школе в массе своей осталась на пользовательском уровне, поэтому самая большая проблема сейчас – совместить интересный, полезный и понятный ребёнку и учителю контент с тем, что все-таки находится за экраном, за ширмой. Изучение сложного программирования для школьников, вероятно, не нужно, но можно изучать основы устройства сетей, веба и прочего. 

К тому же, в государстве сегодня есть запрос на развитие цифровой экономики, а программистов все еще не хватает.

Александр Паволоцкий приводит пример: «Мой коллега, физик с геологического факультета МГУ, считает, что, например, геологам обязательно нужно уметь программировать. Но, увы, их этому не учат. В итоге им продают дорогостоящее программное обеспечение для работы, и для того, чтобы что-нибудь там подкрутить, они заказывают новые доработки. Но можно же написать код самостоятельно — и это достаточно просто».

Чему важно научить в школе?

Сформировать компетенции, которые позволят самостоятельно заниматься программированием на высоком уровне, в рамках обычной учебной программы очень сложно – хотя бы потому что на уроки информатики отведено не так много  академических часов. В школе ребенок должен научиться разбираться и понимать устройство вычислительной техники, программного обеспечения, алгоритмы основных операций, опасности современных технологий. Особое внимание в рамках обучения информатике важно уделить «компьютерной гигиене». 20 лет назад никому в голову не приходило, что нельзя оставлять пароль под клавиатурой, а сейчас многие осознанно пользуются двухфакторной аутентификацией. И школьники обязательно должны знать, почему персональная информация должна оставаться персональной.

alt

В 2020-2021 учебном году в Яндекс.Учебнике запустился курс по информатике для учеников 7 класса. Решение о подключении к программе должна принять школа. Для этого у учебного заведения должна быть возможность обеспечить два спаренных академических часа для занятий информатикой в неделю и укомплектованные компьютерные классы с доступом в интернет. 

Программа соответствует ФГОС, помогает готовиться к ОГЭ. Курс включает три раздела: основы информатики, информационно-коммуникативные технологии, алгоритмизацию и начало программирования. Проект уже запущен в пилотных школах нескольких российских городов. Более 1000 педагогов начали обучать учеников по этой программе. Вы тоже можете присоединиться – для этого нужно перейти по ссылке и оставить заявку на сайте. Набор на 2020/2021 учебный год закрыт, но мы уже принимаем заявки от учителей на следующий учебный год. 

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?