В предыдущих статьях мы уже рассказали о функциональной грамотности в общем и двух её компонентах: грамотностях читательской и математической. Самое время поговорить о естественно-научной грамотности — компетенции, которая формирует мнение ребенка об окружающем мире, природе и ее законах.
Естественно-научная грамотность — это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям. Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру. Не просто знать школьную программу, а понимать, что такое ГМО, почему нефть в водоеме — это плохо и для чего в природе нужны насекомые. В формировании естественно-научной грамотности ученикам помогает сначала предмет «Окружающий мир», затем изучение биологии, географии, экологии, физики, химии.
Мы составили небольшой перечень приемов, чтобы помочь педагогу, раньше не обращавшемуся к этой теме, начать обучать детей в начальной школе естественно-научной грамотности.
Практикуйте речевую разминку
— Спросите у меня о чём-нибудь… — говорит педагог ученикам. — О чем? — удивляются ученики. — Можете узнать, какое у меня настроение. — А какое у вас настроение? — Плохое… Ученики обязательно спросят, кто виноват, что делать, чем можно помочь и когда плохое настроение пройдет. Учитель, разговаривая с детьми на отвлеченные темы первые 2-3 минуты урока, научит их формулировать вопросы и настроит на коммуникацию. Постепенно темы могут усложняться: можно обсудить вопросы о вымирании динозавров, планетах солнечной системы или предложить ребятам задать вопрос, на который они не знают ответа.
Проводите некоторые уроки в форме беседы
Беседы не только учат ребенка формулировать идеи и приводить аргументы, но и наталкивают на размышления. Заданная заранее тема (например, с помощью демонстрации фильма или видео) сделает диалог живее. Впрочем, темы могут быть и спонтанные: например, «О подготовке к зиме птиц и зверей». Обсудить здоровье можно, анализируя вместе с учениками с научной точки зрения поговорки о еде: «Все хорошо в меру», «Когда я ем, я глух и нем» и другие. Обсуждения формируют такие компетенции, как способность научно объяснять явления, использовать научные доказательства для получения выводов.
Во время такого познавательного урока можно моделировать диалоги реальных людей, как бы разыгрывая по ролям звонок в службу спасения или звонок дедушке, в котором ребенок спрашивает его о здоровье, а тот рассказывает ему про повышенное давление.
Играйте
Для формирования естественно-научной грамотности игры на уроке окружающего мира — это прекрасный инструмент. Можно, например, сыграть в шарады «В мире животных» или устроить викторину «Угадай растение по его листу». Интересно провести большую игру на уроке окружающего мира с несколькими классами, где команды будут проходить несколько станций и отвечать на вопросы. Например, чтобы спасти красавицу Весну от Снежной Королевы, ребята будут путешествовать по разным точкам: в одной перечислят изменения природы с наступлением зимы, в другой — назовут отличия зимней погоды от осенней, в третьей расскажут, каким бывает снег, и разгадают загадку, в четвертой — подумают, какую роль играет снег в жизни растений и так далее. Ученикам обязательно понравятся игры на уроке окружающего мира!
Кроме того, игры на уроке окружающего мира можно направить в максимально практическое русло. Например, устроить конкурс на лучшее оказание первой помощи, самое умелое пользование ватой и зеленкой.
Изучайте феномены комплексно
Так делают в финских школах. Учитель задает тему, которую ученики изучают с разных сторон: финансовой, экологической, социальной и других. Так они учатся смотреть на любой предмет или явление под разными углами, получают знания в комплексе и развивают критическое мышление.
Например, мы хотим изучить Балтийское море и страны Балтийского региона. Для начала можно нарисовать флаги стран и разложить их вместе с кубиками, обозначающими количество населения. Один кубик может быть равен одному миллиону человек. Затем можно отправить ребят в коридор на поиске qr-кодов со словами на языке прибалтийских стран, а на ИЗО нарисовать представителей местной фауны и флоры. Потом провести эксперимент: устроить «разлив нефти» в небольшом тазике с водой и попросить ребят придумать, как избавиться от нефти на поверхности воды.
Смысл таких упражнений состоит в том, чтобы ученики не просто узнали, что есть Балтийское море, но и понимали, какие страны находятся на берегах моря, что будет, если они не будут договариваться, какая катастрофа может произойти.
Проводите познавательные уроки на природе
Казалось бы, уроки на улице — это самое логичное, что можно сделать для формирования естественно-научной грамотности школьника. Но, увы, не так много учителей имеют время и возможность ходить со своими учениками в ближайший парк и проводить уроки на улице. Если всё-таки получится выбраться, нужно непременно воспользоваться ситуацией. На таком познавательном уроке можно, например, затеять большое наблюдение за деревьями: спросить у ребят, что такое ствол, сравнить толщину стволов и структуру коры разных деревьев, посчитать, сколько мелких ветвей может отходить от ствола, побеседовать о том, чем дерево отличается от кустарника, а кустарник — от травы, какие органы есть у трав.
Кроме зрительного восприятия на уроках на улице можно задействовать и другие: тактильное, слуховое, обонятельное. Можно обсудить с учениками, какие звуки леса исчезли, когда лето сменилось осенью, или сравнить запахи грибов. Использование разных анализаторов во время урока на улице поможет ученику представить объект более полно. Действовать так можно на любой выездной экскурсии: например, спросить, одинаковый ли запах в лесу и на автомагистрали и поговорить о том, почему нет. Вообще сенсорное восприятие — это важный учебный компонент. Например, такие темы, как климат, свойства веществ и многие другие всегда изучаются с учетом чувственного опыта ребенка.
Используйте цифровые ресурсы
Детям нравится, когда на уроке применяются нестандартные средства. Посмотреть обучающее видео, затем сделать задания и обсудить их можно с помощью Яндекс.Учебника. Внутри есть интересные подборки, которые, к тому же, сэкономят вам время на проверку: результаты станут известны мгновенно и автоматически. А подборку «Летние задания» (для доступа к заданиям нужно зарегистрироваться, платформа полностью бесплатна) можно использовать и во время учебного года: в качестве домашних заданий или практической работы на познавательном уроке на природе в хорошую погоду. Описать поведение животного, сопроводив дневник наблюдений фотографиями и видео, собрать гербарий, коллекцию сухих плодов или почв — что может быть интереснее?
Зачем вообще формировать естественно-научную грамотность у школьников?
Исследование PISA, направленное на школьников 15 лет, показывают, что российские школьники обладают недостаточной естественно-научной грамотностью: в 2018 году наша страна заняла 33 место в мире из 78. В начале рейтинга — страны Юго-Восточной Азии и Эстония, Россия оказалась между Люксембургом и Венгрией. Одна из задач России государственного масштаба — занять высокие позиции в мировых рейтингах школьного образования. Поэтому формирование функциональной грамотности — и естественно-научной грамотности — одна из важных задач. Часто педагоги, даже не знакомые с термином «естественно-научная грамотность», интуитивно предлагают ребятам решать задачи из реальной жизни. Но важно, чтобы такое обучение велось системно.
В программе «Я Учитель» уже стартовал бесплатный курс по функциональной грамотности для педагогов. На нем подробно рассказывают о том, как формировать у учеников естественно-научную грамотность. За прохождение предусмотрено удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться можно по ссылке.