Ставим цели в образовании: таксономия Блума

Ставим цели в образовании: таксономия Блума

Статьи

Что такое таксономия Блума? 

Таксономия — принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке. 

Таксономия Блума — это система учебных целей, которую разработали ученые Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом. Впервые идеи Блума увидели свет в 1956 году в книге «Таксономия образовательных целей».

В чем суть?

Блум разделил образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. 

Когнитивная сфера — «Знаю». Это знания, понимание и критическое мышление. К когнитивной сфере относится все, что связано с процессом получения знаний: от запоминаний новых фактов и идей до решения проблем с помощью полученной информации. 

Аффективная сфера — «Чувствую». Эта сфера связана с чувствами и эмоциями. Главная цель аффективной сферы — формирование эмоционального отношения к явлениям окружающего мира. Сюда относится то, как человек реагирует на различные ситуации, его ценности, интересы и склонности. 

Психомоторная сфера — «Творю». Психомоторные цели связаны с развитием практических навыков и умением пользоваться различными инструментами. 

Среди всех сфер большее внимание было уделено когнитивной области. Именно в ней Блум выделил шесть уровней учебных целей, расположенных в иерархическом порядке. Каждый уровень направлен на формирование определенных навыков мышления. 

Таксономия образовательных целей Блума. Источник: https://fb.ru
Таксономия образовательных целей Блума. Источник: https://fb.ru

Как ставить цели по Блуму?

Таксономия Блума помогает правильно ставить образовательные цели. Исходя из целей, учитель формулирует задания для учеников и выбирает инструменты для оценки. С помощью таксономии учитель выстраивает обучение, а ученик не только получает новые знания, но и учится их анализировать, и применять в жизни.

Система целей строится от простого к сложному. Знание и понимание относятся к самому низкому уровню мышления и развития, анализ и применение — к среднему, синтез и оценка — высокий уровень мышления. По мнению Блума, задача учителя — сделать так, чтобы ученики достигали высоких уровней мышления.

1. Знание

Первый уровень начинается с запоминания и воспроизведения полученной информации. Ученик узнает основные термины, конкретные факты, правила и может их повторить. На первом уровне формируется общее представление о предмете. 

Чтобы поставить цель, используйте глаголы действия: определить, назвать, запомнить, расположить, перечислить, выучить, найти, указать, записать, выбрать.

Примеры заданий для первого уровня целей: перечислите виды квадратных уравнений; дайте определение имени существительному. 

2. Понимание

На втором этапе происходит понимание и осознание. Главный показатель освоения этого этапа — это умение изложить материал своими словами. Ученик знает и понимает правила и принципы, может объяснить факты и явления и проинтерпретировать графики и диаграммы.

Глаголы действия: определить, объяснить, охарактеризовать, интерпретировать, сравнить, суммировать, соотносить, извлечь, привести пример, перефразировать.

Примеры заданий: приведите пример полного квадратного уравнения; определите род имен существительных.

3. Применение

Цель третьего этапа — научиться использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Ученик решает практические задачи с помощью новых правил, формул и законов. 

Глаголы действия: решить, распределить, показать, объяснить, применить, вычислить, исследовать, провести эксперимент, найти, выбрать.

Примеры заданий: решите задачу с помощью квадратного уравнения; найдите существительные, которые употребляются только в единственном числе. 

4. Анализ

На четвертом уровне цель ученика — понимать структуру материала и уметь разделить его на связанные части. Ученик видит принцип построения данных и может найти логические ошибки.

Глаголы действия: анализировать, выделить, построить, выяснить, объяснить, упорядочить, придумать, выстроить, противопоставить, разделить, сделать вывод.

Примеры заданий: выделите сходства и различия в группах квадратных уравнений; придумайте пять предложений с именами существительными в разных падежах.

5. Синтез

Достигнув пятого уровня, ученик умеет обобщать и комбинировать свои знания. Он использует знания, чтобы создать новую конструкцию, например способ классификации или план решения проблемы. 

Глаголы действия: составить, разработать, группировать, комбинировать, установить, спланировать, обобщить, проверить, предложить, сформулировать. 

Примеры заданий: разработайте алгоритм решения уравнения; расставьте знаки препинания в предложениях и аргументируйте свои действия.

6. Оценка

На самом высоком уровне ученик оценивает утверждения с помощью критериев, которые может сформулировать сам или с помощью учителя. Главная цель — оценить логику построения материала, проверить точность выводов и аргументировать свою точку зрения.

Глаголы действия: оценивать, аргументировать, защитить, изложить, измерить, обсудить, проверить, обосновать, подтвердить, прогнозировать.

Примеры заданий: оцените, насколько рационально решено уравнение; оцените уровень своих знаний о существительном в начале и конце урока.

О том, как ещё можно научить школьников целеполаганию, рассказывает нейропсихолог Ксения Вотякова в другой нашей статье. 

Источники:

Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума

What is Bloom’s taxonomy? A definition for teachers

100+ Bloom’s Taxonomy Verbs For Critical Thinking

alt

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?