Школа отличается от любого места, где нужно работать с людьми. Её стены насыщены эмоциями: ученики постоянно переживают подростковые драмы и только учатся контролировать себя, коллеги разрываются между семьей и работой, администрация требует порядка в документах и отчетах… Работа учителем в школе эмоционально сложна, ведь «помогающие» специалисты особенно подвержены эмоциональному выгоранию. О том, какие учителя больше всего страдают от выгорания на работе, мы писали недавно.
Своей историей с нами поделилась Анна — учитель физкультуры одной из подмосковных школ. Она ощутила на себе синдром эмоционального выгорания педагога и вступила с ним в борьбу.
1. «Влюблённость» в работу
Я всегда любила детей: много нянчилась с младшей сестрой, во дворе всегда опекала и организовывала тех, кто младше. Пока училась в школе, постоянно занималась спортом: тренировки были почти каждый день. Поэтому, когда пришла пора выбирать, кем я хочу стать, вопроса не возникало: конечно, учителем физкультуры. Тогда я даже предположить не могла, что существует такое понятие, как выгорание педагога.
Подъём
Я начала работу учителем в школе в 2010 году, только закончив университет. На работу меня взяли быстро — в ту же школу, где я проходила практику. Правда, с оговоркой о том, что в качестве учителя физкультуры всё-таки хотели бы видеть мужчину…
Первые успехи
Однако должность отдали мне, и я была в восторге: всё было ново и интересно, я не спала ночами, придумывая новые способы увлечь детей. У моих учеников появились первые результаты, они становились чемпионами и призёрами… Я радовалась за них и гордилась собой. Довольно быстро получилось «защититься» на первую категорию, а затем и на высшую. Но прошло шесть лет, и я поняла, что что-то идет не так.
2. Усталость
В середине шестого года своей работы в школе я проснулась утром и поймала себя на нежелании идти в школу, хотя никаких весомых проблем на работе не было. Сразу вспомнилось, что за окном зима, скоро конец четверти, а значит — куча документации, приходящие просить за своих учеников классные руководители, вечно недовольные родители… Дома тоже было неспокойно: мама сильно простудилась, муж уехал в командировку, и казалось, что месяц без него будет тянуться вечно.
Что появилось: раздражение
В то же время свои проблемы на работе и дома стали волновать больше, чем проблемы учеников. Те стали казаться однообразными: один заболел, второй притворился, что заболел… Коллеги раздражали: все беспрестанно жаловались на одни и те же «боли», которые касаются, в общем-то, нас всех. Это потом я поняла, что профессиональное выгорание педагогов не минует практически никого.
От постоянного нежелания идти на работу стали спасать маленькие радости: вкусный кофе и десерт, ванна с пеной, поездка за город с мужем. Но и это вскоре перестало приносить облегчение.
Что появилось: неуверенность в себе
Я постепенно переставала чувствовать себя интересным человеком и педагогом. Тогда же в школу пришли новые учителя: после института они были полны идей, казались очень модными, современными, совсем не похожими на тех, кто в школе давно. Ещё я стала ощущать, что школа — это какое-то застывшее место, а настоящая жизнь только за её пределами.
3. Хроническая усталость
Постепенно мелочи, которые раньше казались незначительными, начали сильно раздражать. Начались проблемы на работе.
Что появилось: негатив, вызванный мелочами
Например, невыносимым стал постоянный школьный гул и стук мячей о пол спортивного зала. Расписание, составленное координатором, было неудобным: раздражали бесконечные «окна» и совместные уроки двух классов в одном зале. Педагоги пытались решить вопрос с расписанием, но получали один и тот же ответ: время уроков соответствует СанПиН, ничего сделать с ним нельзя. Много времени стало уходить на электронные журналы и дневники, которые приходилось заполнять после уроков в кабинете информатики или дома. Не говоря уж о том, что на учителях — и на мне — всегда лежала общественная нагрузка, сверхурочная работа, а отношение детей и родителей оставляло желать лучшего. О каком отсутствии выгорания на работе может идти речь...
Что появилось: безразличие
Раньше я всего этого не замечала. И тут в одночасье победы учеников перестали радовать, а поражения расстраивать, работа стала механической и давалась всё сложнее. Радость не приносило ничего. У меня постоянно было плохое настроение: ученики это чувствовали и тоже не особо «тянулись» ко мне. Я сдерживалась, как могла, но время от времени раздражение выплёскивалось наружу и чаще всего задевало членов семьи. Многое в профессии было сделано и освоено, но из моего отношения к работе пропала одна важная деталь.
Итог: потеря смысла
Я перестала ощущать смысл работы учителем: зачем я всё это делаю? Кому это нужно? Ученикам — точно нет, они из года в год ведут себя всё хуже и хуже и, кажется, ничего не хотят. Иногда мелькали совсем уж крамольные мысли: вот бы сломать ногу и уйти на длинный больничный… Мне не хотелось строить планы на отпуск и выходные: ведь потом нужно снова возвращаться на работу. Чаты с коллегами и звонки от начальства вызывали тревогу: ощущение того, что я делаю что-то не так, боролось с абсолютным безразличием к происходящему. В какой-то момент мне начало казаться, что я отдаю слишком много ресурса, а новый взять неоткуда.
Поделилась своими переживаниями с подругой, которая вскользь заметила, что у меня, наверное, синдром выгорания педагога. Я почитала статьи, прошла тесты на эмоциональное выгорание и поняла: и правда, очень похоже. Но как бороться с этим состоянием?
Наша героиня смогла взять себя в руки. Анна рассказала, как самостоятельно справиться с профессиональным выгоранием учителю — особенно в случае, если большую часть эмоционального ресурса невольно тратится на решение проблем других людей. Поэтому важно не бояться прибегнуть к помощи специалистов.
В рамках программы «Я Учитель» уже стартовал бесплатный курс об эмоциональном выгорании у педагогов от ведущих экспертов-психологов. Он даёт точное представление о выгорании учителя, причинах и способах профилактики профессионального выгорания.