Учитель имеет право: как педагогу сберечь своё личное пространство

§ Советы, которые помогут не превратить свою жизнь в бесконечное общение с родителями учеников

Учитель имеет право: как педагогу сберечь своё личное пространство

Статьи

«Татьяна Михайловна была в сети 15 минут назад, значит можно ей сейчас написать, она явно еще не спит», – думает обеспокоенный несправедливой четверкой родитель, и начинает печатать длинное сообщение. Знакомо? Безусловно доверительное отношение родителей к учителям бесценно, но как объяснить им, что дома вы человек, а не машина для ответов в чатах, по телефону и в социальных сетях? С этого вопроса начинается один из ключевых процессов для учителя – разграничение рабочего и личного пространства, а также установка личных границ в общении, через которые переступать никому не дозволено. Мы собрали лучшие советы психологов о том, как никого не обидеть, завоевать уважение и при этом отделить личную жизнь от работы.

Для того, чтобы определить, нарушают ли родители ваши личные границы, предлагаем заглянуть в наш чек-лист и честно ответить самому себе на все вопросы. 

Помните, чем жёстче и чётче личные границы, тем больше у вас свободы

Определить личные границы вы как учитель можете только самостоятельно. Зона эмоционального комфорта в общении индивидуальна, поэтому начать нужно с простого самоанализа. Разделите лист на две половины и напишите слева всё, что можно делать во взаимодействии с вами, а справа – всё, что нельзя. Например, «со мной можно здороваться за руку, называть без отчества, писать в неурочное время по действительно срочным вопросам» или «на меня нельзя повышать голос, мне нельзя звонить ни по каким вопросам после 20:00, со мной нельзя говорить на "ты"».

На основании этих границ учитель имеет право составить свой личный свод правил взаимодействия с родителями, который поможет вам сосуществовать максимально комфортно. Лучше всего озвучить основные принципы в начале учебного года/четверти/в первый день перехода на дистанционное обучение.

Дружелюбность или слабохарактерность?

Уважительное отношение родителей к учителям напрямую зависит от формата общения. Психологи рекомендуют определить социальную дистанцию в коммуникации с родителями и строго ее придерживаться. Излишняя дружелюбность может быть расценена как слабохарактерность. Родители потеряют доверие и обходительность, как только почувствуют, что вы не уверены себе, а, значит, готовы идти на уступки практически во всём. Кроме того, это приведёт к панибратству и нарушению личного пространства. Психологи отмечают, что образ учителя должен обязательно включать в себя экспертность, которая автоматически отделяет его от родителей. Только вы на самом деле знаете, как лучше выстраивать учебные процессы. Просто потому что это ваша профессия.

Моя дверь открыта для вас (но не 24/7)

Так называемый принцип «открытой двери» предполагает наличие определённых часов, в которые вы точно готовы помочь родителям. Лучше всего выделить в своём расписании дни и время, когда родители могут вам позвонить или написать по любым школьным вопросам, а вы точно не откажете им в консультации. Так отношение родителей к учителю станет серьёзнее, они начнут внимательнее относиться к качеству и количеству своих вопросов, а не спрашивать всё подряд в любое удобное для них время.

Выстраивание личных границ может помочь педагогу избежать профессионального выгорания. О том, что такое эмоциональное выгорание педагога, откуда оно берётся и как с ним бороться, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Эмоциональное выгорание у педагогов» программы развития педагогов «Я Учитель» от Яндекса. 

Родительский чат: от бесконечного онлайна к конструктивному общению

Современные средства коммуникации создают иллюзию постоянной доступности учителя. Главное зло – родительские чаты. О том, как организовать общение в родительском чате, чтобы не перегореть, мы рассказывали в одной из наших предыдущих статей.

Наличие чётких правил, которые учитель имеет право установить, может превратить чат в эффективный инструмент, который только сэкономит ваше время.

1.  Время работы чата должность быть нормировано для всех участников. Ночные сообщения недопустимы. Например, пишите два раза в день: утром то, что родители должны знать сегодня, а днем ответы на вопросы/комментарии.

2.  Нужны понятные инструкции. Для того чтобы родители не переспрашивали несколько раз, сразу чётко в одном сообщении распишите: что, где, когда, каким образом и зачем.

3.  Документы, которые нужно заполнить родителям (заявления на обед/кружок/продлёнку) лучше держать в электронной папке. Гораздо проще при очередном вопросе, где найти образец, отправить ссылку на хранилище, чем высылать документы заново.

4.  Используйте смайлики в виде галочек, точек, звездочек и других фигур, чтобы визуально отличать сообщения по разным темам. Если родители знают, что вся информация об экзаменах начинается с двух красных восклицательных знаков, им гораздо проще будет найти это сообщение в потоке чата.

5.  Не старайтесь ответить на каждый комментарий или недовольство родителя. Подождите, пока он попытается самостоятельно найти ответ. А если ситуация серьёзная, можно перейти либо в личные сообщения, либо ответить публично, но коротко и строго по делу.

А как быть с социальными сетями учителей?

Ведение личных страниц в социальных сетях – серьёзный труд для всех людей, чья профессия связана с публичностью. Ведь всё, что вы разместите о себе в интернете, может быть использовано против вас. Особенно это касается социальных сетей учителей. То и дело мы слышим о различных скандалах из-за отпускных фотографий. Поэтому как бы не хотелось быть самим собой для друзей в социальных сетях, этого делать нельзя. Это часть профессиональной этики педагога. Кроме того, от страниц в социальных сетях часто зависит отношение родителей к учителям. Поэтому лучше превратить страницы в еще одно подкрепление вашего образа настоящего профессионала, открытого для всех и готового к конструктивному взаимодействию. Такие социальные сети помогут вам при общении с родителями и в профессиональном продвижении. Пиарщики рекомендуют учителям обратить внимание на следующие моменты:

1.  Персональная информация. Лучше всего разместить только главные данные: город проживания, образование, место работы. Расписывать семейное положение и кружки танцев, где вы занимаетесь, точно не стоит.

2.  Посты. Продумайте, какую информацию вы хотите размещать на своей странице. Лучше всего мысленно разделить её на несколько блоков: полезные посты (например, «топ-5 ошибок на Тотальном диктанте в 2019 году»), информационные посты о работе (например, «скоро откроется класс робототехники, записаться туда можно даже тем, кто у нас не учится, подробности на сайте школы») и личные посты. С последними нужно быть аккуратнее всего. В социальных сетях учителям не стоит делиться всем, что происходит жизни. Адекватность таких постов тоже входит в нормы профессиональной этики педагога. Вы можете разместить фотографию любимого кота, однако сделайте это только один раз и продумайте адекватную подпись к снимку. Вашу экспертность повысят посты о конференциях, где вы поучаствовали, или о профессиональных мероприятиях, которые посетили.

3.  Фотографии. Снимки, которые вы публикуете, должны быть качественными. Откажитесь от селфи, бесконечных открыток на все праздники с большим количеством страз и анимации, а также от большого количества фотографий собственных детей. Чем качественнее контент, тем уважительнее к вам будут относиться. Главное помните, что любые фотографии учеников должны публиковаться с согласия их родителей. Это самое важное условие их размещения.

4.  Речь. Следите за грамотностью написанного, а также старайтесь быть краткими и высказываться по теме поста, который комментируете или публикуете.

5.  Негатив. Не вступайте в открытые конфликты и не отчитывайте учеников в комментариях — это противоречит профессиональной этике педагога. Часто социальные сети провоцируют на ссоры и дискуссии, однако нужно помнить, что любое неаккуратное мнение скорее всего попадется на глаза кому-то из ваших друзей или знакомых. Избегайте острых тем, не пишите о политике и аналогичных проблемах. Если кто-то начинает писать вам неприятные вещи – удалите сообщение и предупредите человека в личных сообщениях, что в следующий раз просто его заблокируете.

6.  Спам. Никто не любит слишком навязчивых пользователей в социальных сетях. Не просите подписчиков делать репосты ваших записей, не размещайте у себя на странице репосты сомнительных конкурсов и проверяйте факты, которые озвучиваете — это поможет вам выглядеть экспертом, придерживающимся профессиональной этики педагога.

7.  Не отвечайте родителям. Социальные сети учителей не должны становиться каналом постоянной коммуникации, ведь учитель имеет право на частную жизнь. Скажите родителям, где и когда с вами можно обсуждать волнующие их вопросы. Личные страницы используйте как визитку, а не платформу для общения.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?