Управление классом: как приспособить пространство для современных уроков

§ Создаем зоны для фронтальной, индивидуальной и групповой работы в классе

Управление классом: как приспособить пространство для современных уроков

Статьи

Школьные классы обычно похожи один на другой и приспособлены только для фронтальной работы. Впереди доска, рядом – место учителя, перед ним – парты. Но для смешанного обучения или групповой работы в классе такая расстановка не очень удобна.

Чтобы сделать занятия в классе увлекательными, современными и при этом облегчить работу учителя в классе, не обязательно закупать оборудование и делать дорогостоящий ремонт. Иногда учителю достаточно знать основные приемы управления классом, как грамотно использовать имеющиеся ресурсы и зонировать пространство для разных форм организации учебной деятельности. Этот подход называется класс-дизайн. Рассказываем, выделение каких зон в классе будет наиболее удобным и функциональным.  

Рабочее пространство для учеников

Это основная зона, которая занимает большую часть класса. На современных уроках она может включать в себя несколько пространств, которые учитель с учениками создают и расформировывают в зависимости от целей занятия.

alt

Зона индивидуальной работы

Сюда при обучении по методикам смешанного обучения садятся те дети, которые выполняют задания, не предусматривающие взаимодействие с учителем и учениками. Для этой зоны лучше всего подойдут одноместные парты или парты с разделителями. Если для класса предполагается какое-то количество ученических гаджетов, их лучше всего расположить как раз в этой зоне.

alt

Зона командной работы

Если вы используете одновременно несколько форм организации учебной деятельности на уроке, и часть учеников работает командой, а другая часть – индивидуально, то лучше расположить зону групповой работы в классе работы в отдалении, например, в конце помещения. Можно составить большой стол из нескольких парт. Важно разместить столы так, чтобы за одним могли работать несколько человек. Тут же можно расположить магнитно-маркерную доску: она пригодится для проведения мозгового штурма или обсуждения проектов. Рядом логично расположить мобильный офис с несколькими наборами канцелярских принадлежностей – для этого подойдет, например, тумба на колесиках. 

alt

Зона фронтальной работы

Подразумевает традиционную рассадку учеников напротив презентационной зоны, о которой мы расскажем позже. При необходимости сюда перемещаются парты и стулья из зоны для групповых занятий. 

Презентационная зона

Обычная доска или интерактивная доска – сердце презентационной зоны. Однако кроме нее на современном уроке может располагаться магнитно-маркерная доска для записи идей и пробковая поверхность для размещения печатных справочных материалов. Здесь могут находиться плакаты с правилами, вдохновляющие плакаты, инфографики, работы детей, доски с информацией о том, что сделано, а что находится в работе по школьным проектам (например, подготовка к 8 марта).

alt

Информационная зона

Такая зона также может использоваться для индивидуальной работы. Тут могут находиться 2-4 стационарных компьютера с выходом в интернет и подключением к школьному серверу, где есть цифровая библиотека и другая информация для учеников. Если в классе нет компьютеров, будет кстати небольшая оффлайн-библиотека с учебной и художественной литературой, научно-популярными изданиями. Также тут полезно хранить материалы для групповой и индивидуальной работы.

alt

Зона хранения

В зоне хранения принято размещать дидактические пособия, минимальные наборы для проведения практических работ, а также материалы для дополнительных занятий.

alt

Рабочее место учителя

Почти все рабочее время учителя проходит в одном классе, поэтому важно организовать комфортное рабочее место. При разном зонировании класса эта территория остается неприкосновенной. На учительском столе лучше всего расположить ноутбук и короб с индивидуальными папками учеников. Лучше не заполнять стол документацией, а информацию для работы учителя в классе и большую часть документов хранить в цифровом формате на сервере школы или в облачном хранилище. Там ее легче и быстрее будет найти. 

alt

О том, как эффективно использовать пространство для занятий в классе, рабочее время и имеющиеся у учителя инструменты,  а также узнать об основных приемах управления классом вы можете из бесплатного онлайн-курса «Управление классом и современное образовательное пространство» — он уже появился в программе «Я Учитель». Он бесплатный. После его прохождения вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации. 

Проверить, насколько ваш класс оборудован для современных уроков, поможет чек-лист

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?