Как педагог может научить целеполаганию: расстановка приоритетов, вопросы-помощники и продуманный распорядок дня школьника

§ 5 советов нейропсихолога

Как педагог может научить целеполаганию: расстановка приоритетов, вопросы-помощники и продуманный распорядок дня школьника

Статьи

Ощущение, когда не знаешь, за что хвататься, отлично знакомо всем взрослым. Однако школьники сталкиваются с ним не реже. Только в отличие от учителей и родителей, им сложнее самостоятельно разложить свои дела по полочкам и определить приоритетные задачи. Преимущественно это касается учёбы. Важно, чтобы в этот момент на помощь пришёл учитель, который, например, в рамках классного часа мог объяснить, как правильно ставить цели, составлять распорядок дня школьника, организовывать время и не упускать важные дела в потоке рутины. Другими словами, важно развивать у учеников навык целеполагания. О том, через какие приёмы это удаётся лучше всего, мы спросили у нейропсихолога Ксении Вотяковой.

alt

Научите ребят сортировать задачи по приоритетам

«Умение различать срочные и несрочные, важные и неважные дела школьника – основа грамотной организации времени. Достичь любых по масштабу целей без этого практически невозможно. Объясните ученикам, как расставлять приоритеты среди задач, исходя из их важности и срочности», - рассказывает Ксения Вотякова.

Вместе со школьниками поразмышляйте, какие ежедневные дела у них есть, какие из них они успевают сделать, а какие нет. Для наглядного объяснения можно расположить все задачи школьников на системе координат, где на оси ординат задана срочность дела, а на оси абсцисс — важность. Процесс целеполагания можно начать так: разделите дела школьников на две большие группы: связанные с учёбой и несвязанные. Далее посмотрите вместе с учениками, от каких задач напрямую зависят хорошие оценки и получение новых знаний, а от каких косвенно. Например, аккуратно и заранее собранный портфель не гарантирует пятёрки по литературе, однако точно ей поспособствует, потому что школьник не забудет нужную тетрадь и учебник. А вот выученный стих поможет развить память, увеличит словарный запас и непосредственно повлияет на оценку за урок. Поэтому большее время нужно уделить второй задаче, обозначив её в качестве приоритетной.

Если ребята говорят о том, что у них накопилось слишком много невыполненных задач и они не знают, за что взяться, расскажите им о матрице Эйзенхауэра. Суть матрицы Эйзенхауэра, придуманной бывшим президентом США, в том, чтобы распределить все накопившиеся дела по степени важности и срочности: срочные и важные, срочные, но не важные, несрочные, но важные, несрочные и неважные. Матрицу Эйзенхауэра легче всего наглядно представить, разбив лист А4 на 4 равные части и озаглавив каждую в соответствии со срочностью и важностью задач. Внутри также полезно отметить сроки, в которые дела должны быть выполнены — это важно даже для несрочных задач. 

Обратите внимание на тех, кто называет большое количество важных и срочных дел. Скорее всего, эти ребята находятся в постоянном стрессе, который негативно влияет на нервную систему. Стоит уделить им чуть больше времени, чтобы помочь сориентироваться в задачах и их важности. 

Учителю и самому важно владеть владеть принципами тайм-менеджмента: подробнее о них мы рассказывали в другой нашей статье

Вместе составьте список дел школьника на день

Для того, чтобы было проще не упускать важные дела, нужно следить за распорядком дня школьника. Для оптимизации процесса целеполагания научите ребят составлять списки задач на каждый день и выстраивать их в порядке важности и исходя из расписания дня школьника. 

Если задач меньше семи-восьми, то для их сортировки предложите ребятам попробовать «метод пузырька» — простейший алгоритм сортировки, знакомый многим в связи с программированием. Суть метода пузырька в том, что нужно написать список дел, сопоставленный с расписанием дня школьника. Затем попарно сравнивать их и переставлять более важную задачу вверх, а менее важную — вниз. Повторять сравнение по методу пузырька нужно, пока все задачи не встанут на свои места.

Кроме того, ученики будут с удовольствием организовывать время, вычёркивать из списка выполненные задачи и радоваться видимым результатам. Например, в распорядке дня школьника могут быть такие задачи:

►Ответить устно на трёх уроках (пусть школьник конкретизирует, где именно ему хочется выступить);

► Спросить у старосты класса про домашнее задание на четверг;

► Поговорить с учителем химии, как наверстать тему, которую пропустил из-за простуды на прошлой неделе;

► Отдать классному руководителю справку, которую передала мама;

► Записаться на экскурсию в Пушкинский музей;

► Взять тему для дополнительного проекта по обществознанию;

► Сделать все домашние задания на завтра;

► Подготовиться к самостоятельной работе.

Также в список нужно добавить личные дела школьника: погулять с собакой, сходить на танцы, съездить к бабушке, поиграть в компьютер (1 час), почитать и так далее. Предложите в рамках классного часа вместе составить индивидуальное для каждого расписание дня школьника и обсудите их с каждым автором. Процесс целеполагания предполагает умение определить главные задачи и понять, с какими глобальными целями каждая из них связана. Допустим, задача «записаться на экскурсию в Пушкинский музей» поможет достичь цели «я хочу стать подкованным в сфере искусства человеком, комфортно чувствовать себя в образованном культурном обществе». О том, как быть, если кажется, будто ребёнок ленится и ничего не хочет, можно прочитать в другой нашей статье

Расскажите о вопросах-помощниках

Часто несмотря на то, что дело в распорядке дня школьника важное и срочное, заниматься им совсем не хочется. Например, делать домашнее задание по математике. Школьник заранее знает, что это будет сложно, к тому же, хочется поиграть или погулять с друзьями. В этой ситуации помочь самому себе можно вспомогательными вопросами, ответы на которые будут мотивировать делать неинтересное, но нужное дело.

Например, вопросы могут быть такими:

- Над чем я сейчас работаю?

- Чего я хочу достичь?

- Какие результаты мне важно получить?

- Почему эту задачу следует сделать сейчас? 

Помогите сфокусироваться на крупных целях

«Расскажите ученикам, что для эффективной организации времени им нужно научиться уделять внимание отложенным, а не сиюминутным целям: научиться кататься на коньках или держать спину прямо, стать великим учёным, построить политическую карьеру, успешно сдать экзамены», - отмечает Ксения Вотякова.

Для этого школьникам стоит чаще задумываться о своих будущих победах и задавать себе вопросы:

- Что изменится в моей жизни, когда я достигну цели?

- С какими трудностями я могу столкнуться?

Кроме того, можно нарисовать карту, которая поможет прийти к победе: на маршрутном листе расположатся цель, промежуточные задачи и сроки, в которые их нужно выполнить.

Попросите учеников написать учебные и личные цели, которых они хотели бы добиться к концу учебного года. Ребёнок может никому не показывать список, запечатать лист в конверт. В конце учебного года раздайте эти конверты ученикам — это будет хорошим поводом, чтобы обсудить личные успехи каждого.

Обсудите ближние и дальние учебные задачи и темы

Для упрощения процесса целеполагания проговаривайте с учениками учебный план: какие темы вы будете рассматривать, какие форматы уроков предстоят, какие будут контрольные, чему они научатся в итоге. Это даст школьникам ощущение, что учёба важна, что они активно влияют на своё обучение и должны сами правильно расставлять приоритеты.

Такой подход поможет повысить учебную мотивацию за счёт маленьких и больших побед, а главное чувства, что учитель не навязывает необходимость делать домашнее задание, а ты сам знаешь зачем этим нужно заниматься и руководишь процессом.

Следить за своими достижениями ребёнку поможет статистика Яндекс.Учебника. Если вы будете регулярно выдавать задания, то сможете показывать детям их результаты прямо в классе — например, выводя журнал на доску. Так ученики увидят, чего уже добились, и захотят двигаться дальше.

Если у вас есть вопросы по данной теме, вы можете задать его нашему психологу, заполнив форму.

Подробнее о принципах тайм-менеджмента для ученика и учителя, планировании обучения (в том числе дистанционного), наблюдении и исследовании в работе учителя и других интересных темах, связанных с новыми тенденциями в организации учебного процесса, можно узнать в бесплатном онлайн-курсе «Управление классом и современное образовательное пространство» от программы «Я Учитель». После прохождения курса вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации.

Больше по теме

Статьи

II Всероссийская конференция Яндекс Учебника

Статьи

Как управлять результативностью учеников в информатике

​​Какие инструменты и методики помогут современному учителю

Статьи

Современные тенденции в обучении программированию в школе

Практические советы: преодолеть барьеры в преподавании

Статьи

Как вовлечь детей в информатику

Практические советы

Статьи

Как школьные кружки влияют на выбор профессии девочек и мальчиков

Результаты опроса  Яндекс Учебника

Статьи

Зачем раскладывать образование на навыки, и как это работает в Яндекс Учебнике

Школьники осваивают навыки неравномерно, а педагогам не хватает удобных инструментов для отслеживания прогресса каждого ребёнка. Мы поговорили с экспертами из НИУ ВШЭ, МГПУ и Яндекс Учебника о том, что такое доказательный подход в образовании, как опора на навыки позволяет добиться лучших образовательных результатов, а также о том, что лежит «под капотом» рекомендательной системы Учебника.

Статьи

Как учителю найти подход к каждому, чтобы дети учились лучше?