В России появляется всё больше инклюзивных школ. Однако создать среду, в которой было бы комфортно и учителям, и ученикам — не так просто. По результатам исследований, около 70% педагогов, которые учат детей с особенностями, нуждаются в поддержке специалистов. Что может облегчить их работу? Как правильно создавать инклюзивное пространство в школе? Как помочь школьному коллективу адаптироваться к обучению детей с ОВЗ? Рассказывает Мария Михайловна Прочухаева, международный эксперт по инклюзивному образованию.
— Как вообще в школе возникает решение ввести инклюзию?
— Я бы вернулась в самое начало, к закону об образовании. Там написано, что любой ребёнок может прийти в школу и учиться. Образование — это «холодное» право. Школа призвана обеспечить условия для каждого ученика — в том числе, если он, например, слабовидящий. Набор в первый класс зачастую начинается уже в декабре. Поэтому заранее известно, какие дети придут первого сентября. Поэтому заранее известно, какие дети придут первого сентября. Необходимость работы с детьми с особыми образовательными потребностями должна побудить школу стать инклюзивной.
— Допустим, школа хочет ввести инклюзию, всё грамотно организовать. С чего стоит начать подготовку к обучению детей с ОВЗ?
— Хорошо бы начать с консилиума. Если в школе есть служба педагогического сопровождения — хотя бы психолог и логопед — они должны изучить документы, которые загрузили в базу родители ребёнка. Посмотреть, какие у него сложности, какая адаптированная программа ему рекомендована. Обсудить всё и решить, какие занятия нужны помимо уроков и кружков, подготовить предварительное расписание. Это начальный этап.
— А что дальше?
— Потом нужно обязательно пригласить в школу семью ученика и познакомиться. Должна состояться междисциплинарная встреча, где будут присутствовать учитель, логопед, психолог, дефектолог, а, может быть, и социальный педагог, если он есть.
— Как учителю подготовиться к работе с инклюзивным классом?
— Ему нужно продумать новую дидактику, которую он будет использовать. Может быть, стоит организовать обучение в функционально распределённых группах, иначе поставить парты – допустим, в круг, чтобы все видели друг друга, и обучение происходило коллегиально. Все новые методики и технологии необходимо протестировать заранее, ещё до встречи с ребёнком.
— Давайте разберём конкретный пример. Представим, что в класс приходит слабовидящий ученик.
— Да, давайте. Для начала рассмотрим заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Там должно быть указано, какие специальные условия обучения детей должны быть созданы. Например, нужны учебники и рабочие тетради, которые позволят слабовидящему ребёнку читать, писать. Может понадобиться специальное освещение, лупы, индивидуальные занятия с тифлопедагогом. В Москве можно обратиться в Городской психолого-педагогический центр (ГППЦ) и пригласить такого специалиста по договору. Но не поздно ещё и самому учителю пройти курсы повышения квалификации, которые охватывают инклюзивное образование детей. Их много, на некоторых подробно рассказывают про разные нозологии.
— Получается, что работа с детьми с особыми образовательными потребностями заключается в том, что ребёнок учится по обычной школьной программе, только с вспомогательными средствами. Так?
— Да, совершенно верно. Сложности могут возникнуть, если есть серьёзные нарушения интеллекта. Если же ребёнок слабовидящий, слабослышащий, с расстройством аутистического спектра, но имеет сохранный интеллект, он не будет чувствовать себя отстающим. Все специальные условия обучения детей, которые создаются в инклюзивной школе, должны помогать ему справляться с обычной программой. Иногда врачебная комиссия перед поступлением в школу может рекомендовать ребёнку продлить обучение. Тогда он два раза пойдёт в первый класс, сначала будет «тренировочный» год. Но комиссия может и пересмотреть своё решение в зависимости от результатов учёбы.
— Существует такая форма инклюзивного образования детей, как ресурсный класс. Расскажите про неё.
— Организуется отдельная зона — ресурсный класс, где ребёнок отдельно от нормотипичных детей осваивает учебные предметы. При этом у ученика ресурсного класса в расписании есть уроки, на которые он ходит в обычный класс. Так совмещается индивидуальное и групповое обучение. У каждого ученика своя программа, есть тьютор — он находится в тесном контакте с учителем, завучем. Ресурсный класс могут посещать ученики разного возраста: скажем, из второго, пятого, седьмого классов. Это пространство, призванное быть, с одной стороны, комфортным, с другой, — развивающим.
— Тьютор — это сотрудник инклюзивной школы?
— Да. Необходимость в его сопровождении, как и в сопровождении других специалистов, например, учителя-логопеда, прописана в заключении ПМПК. И, если школа начинает работать с детьми с особыми образовательными потребностями, то в штате вводят ставку тьютора. Возможно, там уже есть такие специалисты. По закону тьютор может вести от одного до пяти детей.
— А для учителей предусмотрен куратор?
— В его роли может выступать завуч. Завучи бывают разные: по содержанию образования, по качеству, по воспитательной работе, по социализации, по инклюзии. Вообще, лучше, когда в школе есть служба педагогического сопровождения, которая объединяет всех специалистов. Это гораздо удобнее и дешевле, чем каждый раз обращаться в ГППЦ, и позволяет решить сразу много проблем.
— Учитель получает какую-то доплату за работу с инклюзивным классом?
— В государственной бюджетной образовательной организации финансирование подушевое. Если у ребёнка оформлена инвалидность, то норматив затрат на образовательную услугу рассчитывается с коэффициентом 2, если у него серьёзное нарушение опорно-двигательного аппарата или зрения, то с коэффициентом 3.
— А если у ученика нет инвалидности, но есть заключение ПМПК, где написано, например, что ему необходимо заниматься с психологом и логопедом?
— Исходя из заключения ПМПК школа может запросить у государства дополнительное финансирование на обучение детей с ОВЗ, создание специальных условий обучения детей и психолого-педагогического сопровождения для таких учащихся. Стоимость этой услуги, если не ошибаюсь, 25 тысяч рублей в год на одного ребёнка. К тому же есть много благотворительных фондов, которые готовы поддерживать инклюзивное образование детей в разных его формах. Поэтому инклюзивной школе нужно учиться писать заявки на гранты. Это большая работа, коллективная — один учитель или директор не может всё сделать.
— А бывает только один инклюзивный класс в школе? Или внедрение инклюзии должно охватывать учебную организацию целиком?
— Конечно, хорошо бы всю. Но внедрение инклюзии требует большого количества ресурсов. И речь не только о финансах. Есть ли у школы такие душевные запасы, чтобы принять саму концепцию разности всех людей? Есть ли технические средства, которые необходимы для обучения детей с ОВЗ, их общения и жизни? Сами дети с удовольствием поддерживают все начинания, действуют по правилам, которые приняты в инклюзивной школе. Просто то, что декларируется, не должно отличаться от того, что происходит на самом деле.
— Инклюзивное образование детей становится всё более привычным. Как вы считаете, удастся ли его внедрить во всех школах практику обучения детей с ОВЗ?
— Я думаю, это произойдёт, когда все учителя и директора поймут простую вещь: если в одном инклюзивном классе собираются разные дети (по уровню способностей, физическим возможностям, по социально-демографическим признакам, расе, национальности) — это помогает им учиться лучше. Разнородная среда способствует развитию. Позиция учителя здесь тоже приобретает большой вес. Если педагог начинает использовать это разнообразие — обучение становится более эффективным. Есть такое исследование резильентности школ с низким индексом социального благополучия учеников, добивающихся высоких результатов. Его проводила М.А. Пинская из Института образования НИУ «Высшая школа экономики». Она выясняла, почему некоторые школы на окраинах с детьми из малообеспеченных семей выходили по образовательным результатам на верхние места рейтингов. Это случалось, когда идеология школы была разделена всеми: администрацией, учителями, родителями и детьми. Они становятся эффективной командой и начинают продвигаться: используют индивидуальный подход к каждому ученику, мотивируют их, помогают определиться в жизни. Администрация, служба педагогического сопровождения, учителя и ученики придерживаются общих ценностей. Такой же принцип действует с инклюзивной школой. Просто на минусы нужно посмотреть, как на плюсы, и это будет тот самый ресурс.
Программа «Я Учитель» приглашает учителей пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», в ходе которого вы узнаете, как взаимодействовать с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и организовать учебный процесс. Курс создан Яндекс.Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».