С приходом онлайн-уроков списывать и недобросовестно выполнять задания школьникам стало гораздо легче. Нередки ситуации, когда сестра подсказывает младшему брату ответы, сидя под столом, или во время контрольной вдруг «пропадает» видеосвязь. Экран компьютера можно заранее оклеить правильными ответами, а домашнее задание — отфотошопить. Контроль знаний онлайн — задача очень сложная. Однако у учителя есть возможность сделать так, чтобы списывать попросту не хотелось. То есть мотивировать школьников работать честно. Именно такой подход рекомендуют психологи. Их советы мы собрали в этой статье.
Как понять, что школьники списывают на дистанционном обучении?
Способы обмануть педагога на дистанционном обучении постоянно совершенствуются. В социальных сетях можно обнаружить множество различных видео и заметок, посвящённых тому, как эффективно школьникам списывать на экзаменах и при подготовке домашнего задания. Несколько самых популярных выглядят так:
► Зависание. Связь работала хорошо, а при ответе на сложный вопрос ученик «завис»? Скорее всего, дело не в технике, а в попытке обхитрить учителя.
► Нечёткое изображение. Во время контрольной вы почти не видите ученика из-за размытого изображения, хотя раньше оно было нормальным? Камера может быть заклеена прозрачным скотчем.
► Фоторедакторы. Подделать конспект или другое задание можно с помощью фотошопа и программ. Школьник накладывает изображение письменного текста на фото своей тетради и отправляет в виде скана. Чтобы вычислить такие случаи, нужно присматриваться к почерку на листе, а также к неровным линиям или съехавшим строчкам. Такое бывает из-за неаккуратного наложения изображения.
► Ученик легко рассказывает по памяти большой стих? Скорее всего, у него установлен суфлёр в виде распечатанного или выведенного на экран текста.
► Интересный способ прогула – трансляция в Zoom видеофрагмента, где ученик сидит, внимательно смотрит в камеру, что-то записывает. Такие ролики дети снимают заранее, а потом ставят в качестве фона для видеозвонка.
► Громкие звуки. Чтобы учитель разрешил выключить микрофон, ученик может включить запись звука дрели или стука молотка, который будет мешать всем в классе. Такой «внезапный» ремонт позволит отключить звук и начать спрашивать правильные ответы у родителей или голосовых помощников.
Что делать, если школьники списывают на дистанционном обучении?
Бесконечные наказания, следующие за контролем знаний онлайн, лишь заставляют учеников искать новые более хитрые способы списывания. Поэтому важно мотивировать ребят работать честно. Ваш педагогический опыт и интуиция – лучшие союзники в этом деле. Психологи же рекомендуют, например, следующие приёмы:
► Для корректного мониторинга изменения уровня знаний учеников сопоставляйте успешность выполнения заданий школьником офлайн и онлайн. То есть, если до начала дистанционного обучения ребёнок учился на тройки, а потом начал сдавать отлично выполненные задания, то стоит уделить ему особое внимание и спрашивать по материалу, который он подготовил. Есть вероятность, что школьник списал.
► Заранее изучите техническую сторону вопроса. Вы должны быть готовы к любым неполадкам связи и знать, как их легко устранить. Это поможет, если ученики, думая, что вы не сильны в этой части, попытаются манипулировать тем, что у них проблемы с видео или аудио.
► Во время дистанционных уроков важно давать ученикам время на самостоятельную работу в тетрадях, чтобы они отдыхали от экрана. Например, вы можете последние 15 минут урока посвятить такой работе, а за 5 минут до конца занятия озвучить правильные ответы и обсудить, у кого они сходятся, а у кого — нет. Другой вариант контроля знаний онлайн – в конце занятия называть нескольких ребят, которые на перемене должны прислать свои работы учителю для проверки. В таком случае все дети будут выполнять задания, потому что никто не знает, кого выберет учитель в конце.
► Для выполнения контрольной работы на уроке можно попробовать устроить что-то наподобие устного зачета: весь класс заранее готовится отвечать по определенной теме, затем учитель выбирает несколько учеников и проводит индивидуальный быстрый опрос с включённой видеосвязью. При таком общении ребёнку будет сложнее подглядеть что-то для ответа, поскольку он будет знать, что учитель смотрит именно на него. Но главный плюс заключается в том, что школьнику в любом случае придётся заранее готовиться к этой контрольной, ведь списать не получится.
► Во время проведения контрольных и самостоятельных работ попросите ребят включить микрофоны и, если у вас это принято, видеосвязь. Так вы сможете создать атмосферу обычной контрольной в режиме офлайн, когда учитель находится в классе.
► Чтобы сократить списывание домашних работ, не стоит давать ученикам много заданий. Небольшой объем домашней работы мотивирует школьников её выполнить, а большой — наоборот: ребёнку проще найти способ списать и быстро сдать, чем разбираться и вникать. К тому же, задания должны быть посильными. Слишком сложную задачу ученики постараются найти в интернете.
► Психологи рекомендуют использовать вариативные задания. Например, предложить школьникам несколько версий домашнего задания или дать задания на разные оценки (на тройку, четвёрку или пятерку). Ученика с большей вероятностью заинтересует выполнение работы, которую он выбрал сам, а не получил в принудительном порядке. Другой вариант — попробовать ввести задания, не требующие письменной работы. Вы можете предложить ребятам найти к уроку определённые данные и устно выступить перед классом — это тоже отличный метод контроля знаний онлайн.
► Для того чтобы задания было нельзя найти в интернете, они должны быть либо уникальными, то есть разработанными вами специально для изучаемой темы, либо взятыми из старых учебников. Во втором случае нужно предварительно убедиться, что ответы по конкретному изданию не выложены в сеть. Кроме того, для подготовки к урокам можно использовать Яндекс.Учебник — задания в нём уникальны, ответов в сети нет.
► Ещё один способ вычислить тех, кто списывает домашнее задание – выделить на уроке время для дополнительных вопросов по нему. Попросите ребят рассказать, почему на конкретном шаге они выполнили конкретное действие. Другой вариант — вовсе не ставить оценки за домашнюю работу, а оценивать выполнение аналогичных заданий на самом занятии.
► Давайте больше творческих заданий. Не просто решить задачу, а придумать задачу для одноклассника. Не просто написать диктант на тему безударные гласные в корне слова, а написать диктант, сделав в нём ровно 10 ошибок, чтобы ученик из другой команды проверил и нашёл. Подключайте игровые механики — чем больше ошибок найдёт проверяющая команда, тем больше очков заработает. А за каждую ненайденную ошибку баллы начисляются «прятавшей» ошибки команде.
Как эффективно давать и получать обратную связь?
Огромную роль в процессе контроля знаний онлайн играет обратная связь. Причем как от педагога, так и от самих учеников. У детей обязательно должно быть ощущение нормального учебного процесса, где учитель не только появляется на экране и что-то вещает, но и смотрит их задания, слушает их проблемы, спрашивает, что они думают. Это повышает мотивацию школьников.
Один из эффективных способов поддержания обратной связи во время учёбы – это использование Google Диска и Яндекс.Диска. Данные системы позволяют размещать документы, презентации, изображения, видео, таблицы и другие файлы для совместного использования. Вы можете загрузить интересное видео по теме занятия и отправить ребятам ссылку для просмотра, а на уроке обсудить этот материал. А если ученики делают проект, учитель может оперативно посмотреть его и оставить свои замечания ещё до финальной сдачи.
Уже после выполнения задания разберите со школьниками результат, подчеркните, что именно ценного для конкретного ученика было в выполнении заданий. Например, он справился с задачами, которые были для него сложными, или он был очень внимательным. Это создает у детей ощущение диалога и поддержки, а также мотивирует на дальнейшую работу.
Отдельное внимание стоит уделить внеклассным активностям. Например, вы можете устроить классный час со школьниками в формате дистанционного чаепития. За такой беседой расспросите ребят о занятиях и домашних заданиях, что им интересно, что им понравилось, где возникают сложности, что они хотели бы сделать из проектов. Такой разговор поможет улучшить мотивацию школьников при подготовке домашней работы, повысит заинтересованность и, как следствие, сократит процент недобросовестного выполнения заданий.
Для того, чтобы оценить, насколько успешно ребята справлялись с учебной программой на протяжении последнего полугодия, перед Новым годом им можно выдать диагностическую контрольную работу по математике из Яндекс.Учебника — такие работы для учеников 2-4 классов как раз появились в разделе «Тематические подборки». Чтобы ученики могли выполнить диагностическую работу онлайн, учителю нужно лишь зарегистрироваться в Яндекс.Учебнике. Провести диагностическую работу можно как в классе (в работе предусмотрен специальный режим работы у доски), так и дистанционно. Задания сформулированы и сгруппированы так, чтобы у учеников не было возможности подглядеть где-либо ответ. Время диагностической работы онлайн учитель может выставить самостоятельно: ученики смогут менять ответы, пока оно не выйдет. Они узнают свои результаты сразу после того, как доступ к диагностической работе онлайн закроется.
После проведения работы учитель сразу получит аналитический отчёт по всему классу и по каждому ученику, а также список рекомендаций, основанных на результатах школьников. С помощью отчёта можно будет не только оценить, насколько сформированы умения, но и провести работу над ошибками, чтобы заполнить выявленные во время диагностической работы онлайн пробелы. Названия проверяемых умений в отчёте отображаются кликабельными ссылками. Нажав на них, учитель сможет перейти в соответствующую тему библиотеки Яндекс.Учебника и выдать оттуда задания детям.