Вы заходите в класс после большой перемены. До этого у детей был урок физкультуры, и ожидать внимательности не приходится. Тем не менее ученики сидят за партами и ждут вашего появления. Кто-то написал тему занятия на доске. Учебники раскрыты на теме сегодняшнего урока. Что случилось?
Просто в классе царит мотивирующая атмосфера. Мотивация в школе складывается из многих факторов: какого цвета стены, какие плакаты на них висят, что стоит на полках. Об этом есть отдельная статья.
Но основная роль в создании мотивирующей образовательной среды в школе – у учителя. Именно его работа стоит за активностью класса на уроке и за тем, что дети с удовольствием выполняют домашние задания. Есть несколько приемов того, как мотивировать детей учиться и создать творческую среду в школе. Если вы будете хотя бы частично внедрять эти техники в свою деятельность, у Вас обязательно получится вдохновить учеников на свершения.
«Поймайте» внимание ученика на уроке
Для начала нужно завладеть вниманием учеников на уроке. Для этого используются так называемые «ловушки внимания». Внимание привлекает что-то неожиданное: новый вид деятельности, смена обстановки, изменение интонации. На уроке можно включить видео или аудиоматериалы. Можно продекламировать стихотворение или отрывок из произведения, вспомнить цитату известной личности. Дайте задачку, над которой все будут ломать голову. Это будет способствовать активности класса на уроке.
На учебную мотивацию отлично работает и чувство юмора: расскажите анекдот или смешную историю из жизни. Это работает не только на привлечение внимания учеников на уроке, но и на сближение педагога и школьников. Классический пример – сравнение биссектрисы с крысой, которая бегает по углам.
Не только захватить внимание учеников на уроке, но долго его удерживать поможет дискуссия на противоречивую тему (о том, как правильно провести дискуссию на уроке, говорим в этой статье), приемы сторителлинга и игровые технологии. В образовательных целях можно использовать подвижные игры. Движение во время урока благоприятно сказывается на познавательной активности. Примером такой игры может быть карточная игра «Крокодил» – ученик выходит в центр класса и пытается изобразить героя произведения или название рассказа при помощи пантомимы. Покажите, что обучение может быть веселым, это будет мотивировать детей учиться.
Покажите практическую значимость новых знаний
Человек не хочет учить то, что никогда не пригодится ему в жизни. Выстраивайте уроки так, чтобы ученики осознавали значимость получаемых ими знаний.
Создавайте располагающую к обучению атмосферу на уроке. Рассказывайте, для чего им зубрить правила русского языка, изучать математические формулы и штудировать учебники английского.
Например, лучшей практикой при изучении иностранного языка будет общение с носителем – объясните, что это пригодится ребенку в путешествии или в переписке с другом–иностранцем.
Прилежность в изучении русского языка поможет ученику написать грамотный текст в социальной сети. Математика – основа робототехники, создания видеоигр и приложений для смартфонов, столь важных для современных подростков.
Подбадривайте учеников и давайте позитивную обратную связь
Детям важно верить в себя и не бояться ошибаться. Если ученики сомневаются, что смогут добиться результатов, как мотивировать детей учиться? От того, чувствуют ли дети легкость в выражении себя, будет зависеть активность класса на уроке. Для мотивации в школе рассказывайте им истории успеха известных людей. Покажите, что и знаменитости когда-то были в начале пути и совершали кучу ошибок. Вера в свои силы – основа любых достижений, и вы как педагог в силах помочь детям сформировать эту веру и создать благоприятную атмосферу в классе.
Хвалите учеников за каждое, даже незначительное, достижение, поощряйте их познавательную активность, сформируйте систему оценивания достижений. Если Вася Петров сегодня допустил в диктанте не 30, а 25 ошибок — скажите, какой он молодец, ведь такими темпами он скоро будет писать совсем без ошибок. А Марина Сидорова, отвечая сегодня на уроке литературы, почти не смотрела на исписанную строчками стихотворения Пушкина ладонь. За это ее точно стоит похвалить. Это создаст у детей в классе хорошее настроение.
Озвучивайте детям, какие цели и задачи перед ними стоят. Чем они будут конкретнее, тем лучше ученики справятся, а, значит, будут чувствовать себя увереннее.
Дайте детям почувствовать удовлетворение от учебы
Давайте ученикам выполнимые задания. В классе есть не только отличники. Если ребенку трудно, и он не справляется – снижайте требования.
Можно отступить от традиционной системы оценивания. У каждого человека свои сильные стороны и его стремление активно участвовать в образовательной деятельности зависит от того, какая атмосфера в классе. Если ребенок стеснительный или с особенностями развития, не заставляйте его рассказывать стихотворение перед всем классом – пусть он расскажет его лично вам на перемене или сдаст письменно.
Важно, чтобы свой прогресс чувствовали все. Помогайте детям собирать их достижения. Пусть они ведут портфолио – это даст им чувствовать удовлетворение от учебы, будет вдохновлять на новые достижения и создаст в классе хорошее настроение для учебы.
Четыре перечисленных пункта – внимание учеников на уроке, значимость для реальной жизни, уверенность и удовлетворение – входят в модель учебной мотивации американского эксперта в сфере образования Джона Келлера. Если вы будете учитывать их в своей работе, ученики все чаще станут радовать вас достижениями и активность класса на уроке повысится.
Подробнее о том, как создать мотивирующую атмосферу в классе, управлять поведением учеников, организовывать групповую работу и использовать пространство класса для различных форм обучения можно узнать на курсе «Управление классом и современное образовательное пространство» от программы «Я Учитель» . Он бесплатный. После его прохождения вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации.